Таджикские наказания за измену можно внедрить и в Казахстане
В Таджикистане задумались о введении уголовного наказания за супружескую измену. Такого рода законы существуют во многих странах мира, и далеко не всегда они являются отголоском архаики.
О новшествах Таджикистана сообщает «Sputnik Таджикистан». Авторы идеи аргументируют это тем, что только в течение нескольких месяцев на почве ревности в стране произошло несколько убийств. В принципе, определенные наказания за адюльтер предусмотрены законодательством во многих странах – в одних варварские, в других – вполне цивилизованные. Так может и Казахстану стоит приглядеться к их опыту?
Нелегкая жизнь зарубежных изменщиков
Я конечно не имею в виду опыт исламских стран, где за измену женщину могут не только прилюдно выпороть и посадить в тюрьму, но и насмерть забить камнями или повесить. Причем мужчина в подобных случаях зачастую отделывается гораздо более мягким наказанием. Речь идет о вполне цивилизованных государствах, где принято соблюдать права человека.
Например, в благополучной Швейцарии неверный супруг или супруга после развода три года не имеет права вступать в новый брак. В Болгарии изменщик после развода пожизненно обязан платить алименты своей верной второй половине. В некоторых штатах США
за измену положен штраф в тысячу долларов, а в случае «рецидива» – до 5 лет тюремного заключения
Подобным образом обстоят дела и в Китае – за прелюбодеяние любому из супругов грозит два года тюрьмы и конфискация половины имущества. А в Индонезии за это дают 15 лет тюрьмы.
Во Вьетнаме с 2013 года действует указ правительства, предусматривающий за измену штраф в размере от 1 до 3 млн вьетнамских донгов (около $45–145), что по местным меркам деньги немалые.
К слову, в Италии и Франции уголовное наказание за измену отменили только в 1975 году, в Бразилии — в 2005, а в Мексике – в 2011.
Особенности казахстанского законодательства: измена с особым цинизмом
По мнению Жангельды Сулейманова, известного казахстанского адвоката, такие законы зачастую оказываются довольно полезны. А потому вполне можно перенять опыт развитых стран, где предусмотрены различные меры ответственности для неверных супругов. Тем более, что
никаких особых препятствий для введения такой практики в Казахстане нет
— Согласно уголовному законодательству Казахстана, объектом защиты прав являются имущество, жизнь и здоровье – не только физическое, но и психическое, – говорит юрист. – Так что вполне возможно преследовать в уголовном судопроизводстве и случаи измены супругов. Ведь при совершении такого деяния
причиняется психический (психологический) вред другой стороне, приносит моральные страдания
Кроме того, возможно причинение имущественного вреда, выраженное, например, в последующим разводе и разделе имущества. А с точки зрения квалификации, то есть описания этого действия, можно использовать такие квалифицирующие позиции, как отягчающие обстоятельства. Это может быть неоднократность деяния (если измены совершались в течение длительного времени), совершение деяния с особым цинизмом.
В отношении доказательств вопрос вообще не будет стоять
У нас хорошие институты доказывания в уголовно-процессуальном законодательстве. В качестве доказательств может быть использовано признание вины со стороны самого подозреваемого в измене, показания третьих лиц, а также сообщения в WhatsApp и других мессенджерах. Правда,
у нас полулегально существует еще и такое общественное явление, как «институт токальства»,
где девушки рассматриваются как неофициальные вторые жены, не зарегистрированные в гражданском браке. С точки зрения определенных религиозных традиций они как бы легальны, и в Казахстане немало сторонников этого общественного института. На мой взгляд, при рассмотрении таких ситуаций может возникнуть определенная путаница – где токальство, а где измена. Так что, наверное, придется все это как-то законодательно разграничивать.
Наказывать надо не тюрьмой, а деньгами
В общем, гипотетически эту практику вполне можно внедрять и применять в Казахстане. Только остановит ли это потенциальных изменщиков? Ведь несмотря на самые жесткие меры это явление существует даже в странах, где прелюбодеи рискуют жизнью в буквальном смысле.
— К сожалению, многие забывают о том, что у института уголовного судопроизводства есть две цели, – продолжает Жангельды Сулейманов. – Первая – это наказание как таковое, то есть принцип действия «око за око». И вторая – пресечение и профилактика. Если рассматривать вопрос только с первой позиции, это вряд ли окажет сильное влияние на ситуацию. Например, все знают, что за кражи или взятки предусмотрена уголовная ответственность, но это мало кого останавливает. Цель наказания не в этом. Оно прежде всего должно принести пользу потерпевшей стороне. Сами граждане не могут чинить самосуд, и государство с помощью этого института выступает как гарант и защитник. Поэтому здесь, конечно, может быть введена уголовная ответственность, то есть наказание в виде лишения или ограничения свободы, штраф. Возможно, это действительно остановит некоторых изменщиков. Но ведь
измены в основном совершаются под влиянием чувств. А когда преобладают эмоции, мозг отключается
На мой взгляд, здесь должен быть задействован институт гражданско-правовой ответственности, предусматривающий различные формы финансового наказания. И я бы именно такую меру ответственности предложил. Например, чтобы в случае измены и последующего развода
раздел имущества проводился не 50 на 50 (как сейчас), а условно 25 на 75
Возможно, это будет достаточно серьезным стимулом для потенциального изменщика. Причем эту меру можно легко ввести путем внесения соответствующих дополнений в Кодекс о браке и семье и гражданское законодательство.