ГКП “Тараз су” получило кредит от ЕБРР на миллиард тенге. Но денег пока взять не может. По условиям банка предприятие сначала должно стать “умным”.
Миллиард от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) – лишь половина предназначенного для ГКП “Тараз су”. Всего бывший Горводоканал получил 2,1 миллиарда тенге. Вторая половина – это гранты от акимата Жамбылской области и правительства Казахстана. Вот на эти деньги коммунальное предприятие и проводит реформирование.
– Два миллиарда тенге для реконструкции системы водоснабжения города – сумма, прямо скажем, небольшая. Наши коллеги из других регионов получили гораздо больше. Но “Тараз су” больше не потянет. Это предел нашей кредитоспособности, – рассказала “КАРАВАНУ” заместитель директора по финансам и экономике ГКП “Тараз су” Гульмира Токаева. – У нас в городе самый низкий тариф на воду по стране – 58 тенге за кубометр. И поднимать его пока никто не думает.
Что можно сделать на два миллиарда тенге? Для коммунального предприятия это так, мелочь на семечки.
Вот, например, в Алматы ремонт километра водопроводной сети стоит 42 миллиона тенге. При таких расходах предприятие может заменить 50 километров магистральных труб. И все, деньги кончатся. В Таразе длина всех труб – 586 километров. Менять надо половину из них. И что делать?
Решили – деньги в землю не закапывать. По договору с ЕБРР в Тараз приехали консультанты двух компаний – из России и Латвии. Они сопровождают корпоративное, юридическое и техническое развитие.
Специалисты рекомендовали не бросать деньги на ремонт, а построить на базе водопроводной сети сеть информационную: на каждом магистральном запоре поставить датчики давления и расходомеры, которые будут в реальном времени передавать информацию о том, куда и как движется вода.
И уже из этой информации можно понять, как ведет себя сеть и что внутри ее происходит.
Этот проект уже запущен. В июне прошлого года был заключен первый контракт по “Разработке плана повышения эффективности сетей водоснабжения г. Тараза”.
Затем были заключены договоры на замену счетчиков и на закупку специализированного оборудования. В сумме – на 678 миллионов тенге.
– Система покажет нам участки, которые надо менять в первую очередь. Мы увидим реальное состояние сети. Не надо будет копать улицу ради того, чтобы менять магистраль для профилактики. Так сократятся расходы “Тараз су” на ремонт сетей. Видеть порыв мы будем первыми. А значит, более оперативно выезжать на место аварии. Уменьшив расход воды, предприятие сможет и поднимать меньше воды, – считает Гульмира Токаева. – Это даст сокращение на подготовку воды, экономию на электричество.
Геосистема позволила разделить сеть “Тараз су” на магистральные участки, которые снабжают разные районы города.
Каждый участок связан со своим “кустом” более мелких распределительных сетей. Каждая зона получила свой цвет: красный – не хватает давления воды, желтый – утечка, зеленый – норма. Регулирование давления дает возможность снижать нагрузку на сами сети, чтобы не допускать течи. Трубы в городе в откровенно плохом состоянии, поэтому лишний бар давления делает чудеса – трубы не рвутся! Снижается риск попадания грунтовых и сточных вод в трубы, где течет питьевая вода.
Оказалось, что информационная система позволяет найти и тех, кто ворует воду.
– Например, добыли мы 100 кубов воды. Из них мы реально продаем только 45. Остальные 55 кубов теряются. Или их воруют, – уверена заместитель директора ГКП. – Где мы теряем воду? На каком участке происходит хищение? Мы этого пока не знаем. Но мы уверены, что сможем это понять, когда проанализируем данные, полученные благодаря геосистеме.
Информационная сеть позволяет определить районы, где можно строить, а где нельзя.
Например, акимат планирует построить школу или другой социальный объект. Чтобы подать к ней воду, надо сделать гидравлический расчет. По его итогу будет видно, сколько воды объект будет потреблять и какое давление нужно будет поддерживать на этом участке. Вполне может быть, что состояние труб здесь будет таким, что “Тараз су” не сможет подключить школу к сети. Это будет видно сразу. Либо, напротив, сможет сказать, сколько воды может дать.
Эта информация, в принципе, может быть в публичном доступе. Это облегчит получение разрешений и для бизнеса.
Примерно такую систему уже создали в Шымкенте.
Самая большая головная боль Тараза – развитая сеть в частном секторе. Кто отвечает за их состояние – неизвестно.
Более 200 километров сетей – бесхозные. Документов нет. Горводоканал отвечает только за магистральные сети.
Выкапывать и ремонтировать распределительную сеть предприятие не желает. Денег на это нет. Геосистема дает возможность увидеть и их состояние. После анализа данных “Тараз су” сможет с цифрами на руках требовать от владельцев этих сетей заниматься их ремонтом. Или попытаться привлечь акимат.
Все это не означает, что Горводоканал не намерен менять магистральные сети. По предварительным расчетам, проект должен высвободить по 1 миллиарду тенге каждый год по амортизации. Эти деньги должны будут идти на реконструкцию сетей. Правда, и этого мало.
В 2013 году в Таразе было разработано ТЭО по полному ремонту водопроводных сетей города. По плану надо было заменить половину магистралей. Плюс энергоемкое оборудование и насосные станции.
Оценка расходов составила 40 миллиардов тенге на 10 лет. Сегодня такой же проект стоил бы более 50–55 миллиардов тенге. Для Тараза такая сумма просто неподъемная: в 2017 году бюджет города был всего 39 миллиардов тенге.
Кроме геоинформационной системы “Тараз су” занимается еще четырьмя проектами. Самые большие контракты – модернизация скважин и реконструкция насосной станции на 1,2 миллиарда тенге. Сейчас разрабатывается проект работ.
Картинка красивая. Все по уму и кошельку. Но есть всегда одно “но”, которое может сломать всё, что успели создать.
По условиям все того же Европейского банка “Тараз су” должен внедрить у себя корпоративное управление по стандартам ISO, бухгалтерскую отчетность по МСФО и систему контроля эффективности типа KPI.
Самое простое – это доучить бухгалтеров. Всё остальное по опыту других коммунальных предприятий страны – почти темный лес. Буквы знакомые, но что за ними скрывается – шут его знает.
Денег на обучение сотрудников, как всегда, мало! Но учить надо.
Ведь то же ISO – это прежде всего бумажки и бюрократия, которая спускается от начальника до бригадира, и наоборот. И каждый должен четко знать, что он подписывает. Иначе вся система встанет – и всё. Денег от ЕБРР не будет.
Автор: Адил Урманов
Источник Караван