Жамбылцы стали чемпионами республиканского фестиваля «Ұлы Дала Рухы» по национальным видам спорта

0 15

Республиканский фестиваль «Ұлы Дала Рухы» по национальным видам спорта асық ату, кокпару и другим состоялся в Астане, где приняли участие и спортсмены из Жамбылской области, передает ИА ZhambylNews со ссылкой на пресс-службу управления физкультуры и спорта акимата Жамбылской области. Автором проводящегося на всей территории страны фестиваля является министр культуры и спорта Республики Казахстан Арыстанбек Мухамедиулы.

С 11-12 сентября этого года в городе Астане прошел республиканский фестиваль «Ұлы Дала Рухы» по национальным видам спорта. В финальных встречах фестиваля по асық ату и бес тас спортсмены Жамбылской области выиграли Актюбинскую область, ВКО, команду города Астаны, тем самым стали чемпионами республиканского фестиваля «Ұлы Дала Рухы».

Спортсмены по асық ату: Райымбек Кенжебай, Олжас Мейірбек, Ерсұлтан Кемпірбай .

По бес тас: Аружан Хабибулла, Даяна Жәнібек .

Тренеры: Еркебұлан Абдиров, Дана Галиакпарова.

С 12 по 16 сентября этого года в финальных встречах фестиваля по кокпару спортсмены Жамбылской области в первой встрече выиграли Алматинскую область со счетом 16:2, в финале выиграли Мангистаускую область со счетом 18:2, став чемпионами республиканского фестиваля «Ұлы Дала Рухы».

СПРАВКА 

Көкпар

В казахской национальной игре кокпар принимали участие джигиты аулов, соседствующих по пастбищу. Данное состязание было проверкой на силу, ловкость, меткость, умение держаться в седле. В день соревнований все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 10-20 метров соревнующихся бросалась туша барана. Так и начиналась борьба за кокпар, которая могла длиться до самого вечера.

Асык ату изначально детская игра в раскрашенные овечьи и надкопытные бабки (костяшки). Нередко к этим играм подключались и другие представители аула — молодежь и взрослые. Существовует несколько вариантов игры в асыки. Наиболее известны алши, онка хан, бес тас, атбакыл, жирма бир, в качестве выигрыша являлись бабки или деньги. Разумеется, казахи играли также и в игры, распространенные у многих народов, например, жмурки (жасрынбак, сокыр теке, сокыр сиыр), отгадывали загадки (жумбактар). Таким образом, игры, исторически распространенные среди казахского народа, охватывали многие стороны его трудовой, духовной деятельности и быта, как оседлого, так и кочевого. Большинство игр продолжило свое бытование, но в другом качестве. Со временем с изменением материальной жизни общества изменилась непосредственно форма и содержание игр.

Национальная казахская игра «Бес тас»

 

Фото — пресс-служба управления спорта акимата Жамбылской области

Leave A Reply

Your email address will not be published.