Жесткое выступление Нурсултана Назарбаева с требованием к Правительству Сагинтаева уйти в отставку отвечает на многие циркулировавшие в последнее время вопросы. Об этом написал в своем телеграмм-канале политолог Талгат Калиев, передает ИА «ZhambylNews»
Будут ли досрочные выборы? Вероятнее всего, в краткосрочной перспективе не планируются. В противном случае не было никаких препятствий отложить смену Правительства, поскольку оно должно было бы уйти в отставку как после президентских, так и после парламентских выборов. При этом никакого общественного давления или радикального обострения социально-экономической ситуации, требовавшей экстренной смены Правительства объективно не отмечалось. То есть, несмотря на замеченное раздражение Нурсултана Назарбаева, озвученное решение было исключительно самостоятельным и глубоко продуманным.
Следует ли ожидать транзита? Обращение в Конституционный совет многие поспешили расценить как намерение действующего Президента досрочно сложить свои полномочия, поскольку было запрошено разъяснения именно данной нормы. Если оценивать вопрос не с позиции текущего момента, а долгосрочных перспектив государственного строительства, то отсутствие в Основном Законе пункта о добровольном уходе президента с занимаемой должности создавало бы проблемы для будущих руководителей государства. В то время как, по мере укрепления государства и его политических традиций, инициирование прецедентов оказывается все более затруднительным. То есть, будущие президенты рисковали стать заложниками нормы, когда власть превращается в повинность, избавиться от которой можно лишь по отрицательным мотивам, в случае измены, смерти, болезни или по истечению срока.
Толкование нормы необходимо и действующему Президенту. Конституционные механизмы и сегодня позволяют ему в достаточной мере контролировать процессы в стране, даже не занимая президентского поста. И, очевидно , проводя открытые заседания Совета Безопасности и инициируя публичные диалоги с Правительством, он тестирует эффективность и устойчивость всей политической системы, одновременно приглашая к более активному участию в процессе общественность и гражданский сектор. Именно этим объясняется разъяснение населению причин отставки «в интересах народа». Поскольку ничто не мешало добиться заявления от Премьера кулуарным путем. Ведь вне всякого сомнения, тихая отставка вполне отвечала бы задачам «выпуска пара», если бы речь шла лишь о необходимости снижения градуса социальной напряжённости.
Единственным мотивом к впервые примененному в казахстанской практике публичному увольнению Правительства можно считать лишь намерение придать большую прозрачность политическому процессу и оценить эффективность инициированной конституционными поправками двухлетней давности президентско-парламентской формы правления. Это сегодня все ветви власти бесспорно принимают авторитет действующего президента, но нет никаких гарантий, что следующим руководителям государства не придется столкнуться с сопротивлением и правительств, и парламентов. Тогда подобные обращения станут обыденностью. И по сути, Нурсултан Назарбаев таким образом создает прецедент и закладывает традицию публичных политических дискуссий. По сути, главной ошибкой Правительства оказалась неспособность осилить в полной мере полученные конституционные полномочия, проявить большую инициативу и принять на себя все полноту ответственности за социально-экономические процессы в стране.
Это означает, что и транзита в краткосрочной перспективе ожидать не стоит. Самому Нурсултану Назарбаеву стало очевидным, что новая система распределения полномочий нуждается в дополнительной «ручной настройке». Вряд ли он готов уйти, не имея уверенности в дальнейшем процветании дела своей жизни. Как бы пафосно не звучало это предположение, но вопрос исторической ответственности как текущего периода, так и последствий принимаемых сегодня решений для него определенно имеет сегодня особое значение.