В МНЭ Казахстана назвали причину высоких цен на уголь

0 14

Основной причиной высоких цен на уголь является сговор. Такая информация распространена в рамках рабочей группы по проведению анализа состояния конкуренции на рынке угля, проводимой на площадке комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Казахстана.

«Сговоры угледобывающих компаний и аффилированных с ними трейдеров на биржевых торгах являются, по мнению антимонопольного органа, основной причиной высоких цен на уголь для населения. По информации антимонопольного ведомства, при реализации угля по цене 5,5 тыс. тенге за тонну аффилированные с угледобывающими компаниями посредники (ежегодно одни и те же компании) завышают стоимость угля до 10 тыс. тенге или в два раза. После перепродажи угля другими посредниками для населения цена на уголь возрастает до 15-18 тыс. тенге за тонну», – отмечается в распространенных материалах 25 сентября.

Таким образом, полагают в комитете, независимые розничные поставщики угля сегодня не имеют доступа к ресурсам угледобывающих компаний.

Ежегодно антимонопольный орган привлекает субъектов рынка угля к ответственности за ценовые сговоры. Так, в 2017-2018 году к ответственности привлечено 49 поставщиков угля и одна угледобывающая компания – АО «Каражыра» – с наложением штрафа на сумму 338 млн тенге.

«Более того, признаки ценовых сговоров поставщиков угля наблюдаются на биржевых торгах. В частности, на заседании рабочей группы приведен пример, когда 566 тыс. тонн угля в течение секунды распределен между шестью разными покупателями без остатка, что невозможно без предварительного сговора между участниками торгов», – отметили в комитете.

Вместе с тем для системного решения проблемы ценовых сговоров на рынке угля антимонопольным органом предлагается увеличить объемы реализации угля на товарных биржах и изменить правила биржевой торговли, заключающие сговоры и допускающие на биржу независимых розничных поставщиков.

При этом на рынке коммунально-бытового угля есть четыре крупных поставщика, на которых совокупно приходится 89% рынка: АО «Шубарколь комир» – 28%, АО «Каражыра» – 25%, ТОО «Майкубен Вест» – 25%, ТОО «Богатырь Комир» – 11%. Всего же коммунально-бытовой уголь реализуют 16 угледобывающих компаний.

По реализации угля в Казахстане имеется 105 субъектов оптово-розничного рынка. 56% объема добытого угля приходится на угольные тепло-, электростанции и промышленные предприятия (прямые поставки по договорам), 13% – на коммунально-бытовые нужды через посреднические звенья, 31% – на экспорт. Оптовыми поставщиками 60% угля покупается на товарной бирже.

Leave A Reply

Your email address will not be published.