Секреты успеха финских стартаперов: Неудачами нужно гордиться

0 7

Астана в ближайшем будущем намерена стать центром развития IT-стартапов. Для этого на туристической площадке ЭКСПО в сентябре этого года официально запустят технопарк, который предоставит комфортные условия для лучших умов.

Между тем, технологиями, которые изобретены в побратиме столицы Казахстана — финском городе Оулу, уже пользуются 2,5 миллиарда человек на планете. Корреспондент МИА «Казинформ» побеседовал со специалистом агентства по развитию «Business Oulu» Марией Мельниковой и узнал, по какому пути должна следовать Астана, чтобы стать центром новых технологий в Казахстане.

«ФИННЫ САМИ СЕБЯ ВЫТАЩИЛИ ЗА ШКИРКУ ПОСЛЕ NOKIA»

«Business Oulu» — государственное агентство по развитию ключевых сфер одного из продвинутых городов в Европе. Стартап-волна, начавшаяся с 2010-го, создала более 500 компаний. Здесь испытывают мобильную связь пятого поколения. Автобусы с GPS, которые в Астане появились два года назад, в Оулу работают с 2007 года. Везде электронные очереди. Цифровизированы все государственные услуги. А местная администрация даже подшучивает, что некоторые горожане обращаются в госорганы за услугой только для того, чтобы пообщаться вживую.

Секреты успеха финских стартаперов: Неудачами нужно гордиться

Мария Мельникова

— Вообще, Финляндия за последние 30 лет создала базу на основе Nokia, — говорит Мария Мельникова, — и хоть эта компания не так хорошо себя чувствует, эта база осталась, и компании, которые сотрудничали с Nokia, развивались, расширялись, выходили с новыми продуктами на международные рынки. Тогда правительство начало обращать внимание на то, что стартап сегодня приносит инвестиции, развивает экономику, создает рабочие места. То, что случилось с Nokia, было настоящей трагедией. Весь мир говорил, что Финляндия теперь не оправится. Все очень сильно этого боялись, но финны «вытащили сами себя за шкирку». А теперь смотрите, как они пошли дальше. С 1 апреля этого года вводится новый вид на жительство, так называемый «стартап-вид на жительство». Заявку может подать любой человек, в том числе иностранец. Работает это так: должна быть уже апробированная идея для создания компании в Финляндии, может быть с каким-то прототипом. Вы подаете документы в иммиграционную службу и «Business Finland» (государственная организация). Последняя оценивает проект и выносит решение: «да» или «нет». Если ответ положительный, Финляндия дает вид на жительство. Бизнесмен приезжает, открывает компанию, получает финансирование от «Business Finland». Каждый год он очень легко продлевает этот вид на жительство.

— Что Вы посоветуете Астане, который только начал путь становления хай-тек хаба?

— Это должна быть модель сотрудничества по принципу «треугольника» либо «квадрата». То есть один из углов — это качественное образование и взращивание молодых специалистов. Другой угол — государственный сектор, который должен помогать привлекать инвестиций и создавать необходимые условия. Третий угол — компаний, которые открываются и пользуются талантами из университетов и условиями, созданными госсектором. Компания может прийти в университет и совместно с ним провести какое-либо исследование. Результатом исследования может стать продукт или технология. В Оулу действует принцип «квадрата», то есть четвертый угол — это люди, которые помогают развивать эти технологий, на которых и «тестируются» эти продукты.

«НЕУДАЧИ ВДОХНОВЛЯЮТ НА УСПЕХ»

— У нас в стране есть такое мнение, что стартапы часто неудачны. А государственная помощь им — это бюджетные деньги на ветер. Что в этом отношении думают финны?

— В Финляндии есть система безопасности при создании компании. Маленькая компания может получить небольшой грант в размере 10 тыс. евро, который поможет открыться и обеспечит минимальные расходы. Это, во-первых. Во-вторых, в Финляндии с детского возраста внушают, что стартаперство — это хорошо. Ты создаешь что-то свое и пробуешь себя в чем-то новом. И даже если ты потерпишь поражение, это все равно будет колоссальный опыт. Научишься многому, что потом в любой работе тебя «оторвут с руками и ногами». В Финляндии даже есть такой день: 13 ноября — День неудач. И отмечают его стартаперы, предприниматели, люди, которые хотят вести бизнес. Мероприятия проходят по всей стране. Приглашаются люди, которые рассказывают, как они потерпели неудачу в какой-то период своей жизни, и как это помогло им в будущем. Это СЕО крупных компаний, директоры, «крутые чуваки», финские звезды, которые не бояться рассказывать о том, как они «упали лицом в грязь» и поднялись. Это вдохновляет людей на что-то новое, на какое-то бескорыстие. Не надо бояться, что ты закроешься, но надо сделать все, чтобы это сработало. Если не получилось, то следующая идея получится точно. — И все-таки неужели нет критики со стороны финнов о том, что правительство выделяет деньги стартаперам, а они разоряются и не возвращают их? — Конечно, критика есть. Но эти деньги, которые выделяются, помогают развивать экономику. Без инвестиций не будет толчка. Есть государственные инвестиции, которые выделяются в качестве гранта на 1-3 года для проведения исследований. То есть дать толчок, чтобы довести свой продукт до ума. Пока это происходит, эти компании пытаются одновременно привлекать частные венчурные компании и получать от них деньги на свое развитие. У нас еще активно в этом государственно-частном партнерстве участвуют университеты. Если смотреть на финский опыт, превращение города в IT-центр может занять 20-30 лет. Но мне кажется, главное — это не временные рамки. Надо создать волну. В Финляндии как-раз была создана цепная реакция. Одно цеплялось за другое, мотивировало третье, как снежный ком, который катится с горы. То есть это изменение менталитета, модернизация государственных органов, компании и корпорации, чтобы они знали об этих процессах, помогали, мотивировали к созданию новых технологий, на создание экосистемы. Перестроить мировозрение людей, которые бы по-другому воспринимали современную экономику. Надо создать национальную идеологию, если хотите. — А насколько бизнес охотно идет на внедрение проектов финских разработчиков? — Зависит от продукта, потому что какие-то из них изживают себя: меняется мода или технологии идут вперед, и они просто становятся не нужны. Некоторые продукты и технологии используются повсеместно до сих пор.

Секреты успеха финских стартаперов: Неудачами нужно гордиться

Финские школьники пришли на экскурсию на завод Nokia

«ОТСУТСТВИЕ «ЖИЗНИ НАПОКАЗ» ИЛИ ЗАДРИПАННЫЕ МИЛЛИОНЕРЫ»

— Вы живете в Финляндии с 2010 года. Уверен, что уже многое знаете об этой необычной стране. Нам о многом интересно знать, особенно легендарное финское образование… — Я родилась и провела детство в Ташкенте. Потом жила в Москве, к которой долго привыкала. Во время учебы в Московском государственном университете у нас было месячное турне по странам Скандинавии. Появился интерес к финской модели образования, так как российское образование теоретическое и сухое. И я решила поступить в магистратуру в Оулу. Так и осталась здесь.

Финские дети учатся до 19 лет. Дети сами выбирают свою специализацию, составляют свое расписание. Есть очень большая гибкость в образовании и очень мало стресса по сравнению со школами восточного блока. Здесь более вольготное обучение, но оно предлагает ребенку попробовать разные предметы и возможности. Так сказать, найти себя, найти дело, которое ты любишь, которым ты горишь. Потом чтобы получая высшее образование, он точно представлял себе, куда хочет пойти и чем заниматься. Соответственно вся жизнь этого человека будет позитивной. А в наших странах люди хорошо зарабатывают, но ненавидят свою работу…

— Какие семейные ценности есть у финнов? Есть ли отличительные черты от нас, возможно, в воспитании детей, взаимоотношениях между собой?

— В финской культуре и семье, прежде всего, очень развит индивидуализм. Дети имеют очень много прав и их права защищаются серьезно. То есть некоторые воспитательные методы, которые используются в странах бывшего СССР, лучше даже не пытаться использовать здесь, потому что у вас будут большие проблемы с законом. Но дети учатся быть самостоятельными, рассчитывать только на себя. Они очень рано выезжают из дома. То есть заканчивается школа и все, родители уже рассчитывают, что ребенка они больше не увидят. И надо быть к этому готовым. Будучи финским студентом, он получает стипендию, на которую можно экономно, но жить и снимать студенческое жилье, на которое в свою очередь город дает 50%-ую скидку. В принципе, для студентов очень много скидок. Еда в университете стоит на 50% дешевле. Железнодорожные, автобусные билеты — очень много скидок, на которые можно жить. Пожилые люди не въезжают в дома к своим детям, живут отдельно до самой глубокой старости. Если они не могут позаботиться о себе, их переводят в дом престарелых, где за ними уже ухаживают медсестры. Например, бабушке моего мужа, которая умерла два года назад, было за 90. Она жила одна и не хотела переезжать в дом престарелых, до последнего к ней приходила соцработник с образованием медсестры, которая делала ей укол, помогала убираться, готовила и так далее. Семья, конечно, не выбрасывает бабушек и дедушек, но просто здесь нет такого, когда все поколения семей живут в одном доме. В Узбекистане, Казахстане и России так, а здесь все исполняют свой долг, а потом нормально живут сами по себе. Дети, когда уходят из семьи, уже не так близко поддерживают отношения с родителями.

— В гости часто ходят друг другу?

— Когда как. Финны тихие, интровертные. В принципе, это есть в менталитете. Не все могут смотреть в глаза. Стесняются или не любят рассказывать о себе, потому что считают: «Подумаешь, у меня там три кандидатских, но это же всего три кандидатских». В каком-то смысле неуверенность в себе — это характерная черта финнов. Поэтому люди разные. Кто-то любит ходить в гости, а кому-то одному хорошо. Я бы не сказал, что они гиперсоциальные. Они более холодные. Это же север. Кстати, эту «северность» можно проследить по очень хорошему коэффициенту — коэффициент рукопожатий. Если на юге здороваются, близко приблизившись к собеседнику, то на севере уже могут поздороваться на расстоянии вытянутой руки. Потому что все живут далеко друг от друга, видят друг друга реже и из-за этого больше личного пространства.

— Я слышал, что здесь нет такой привычки «жизни напоказ»…

— Да, здесь нет такой культуры «жизни напоказ», статусности. Никто не светится своими телефонами, часами или ювелирными изделиями. Средний класс в Финляндии — это 95% от всего населения и все живут хорошо. И у всех есть ювелирные изделия, машина, дом, поэтому и не надо никому особо демонстрировать и доказывать. Миллионер будет выглядеть абсолютно обыденно. Нынешний премьер-министр Финляндии — безумно богатый человек, но по нему не скажешь этого. У него всегда, так скажем, задрипанный вид. Статусные вещи здесь не ценятся. Как любят в России прийти на переговоры с последним iPhone и ключами от Мерседеса и все это положить на стол перед началом, задрать рукава, чтобы были видны Omega или Rolex — такого здесь нет. В Финляндии все встречают по уму и провожают по уму. — Вы не жалеете, что переехали в Финляндию? — Нет, это моя любимая страна. Я была много где, но именно здесь я чувствую себя, как дома.

— Спасибо большое Вам за интересное интервью!

Автор: Дамир Байманов

Leave A Reply

Your email address will not be published.