Изменить отношение к младшему и среднему медицинскому персоналу, а также расширить их полномочия и перспективы намерены в Казахстане. С 2014 года в стране запущен пилотный проект совместно с экспертами университетов прикладных наук Финляндии JAMK и LAMK по совершенствованию сестринского дела.
Жизнь пациента зависит от медсестры
«У нас с советских времен к медсестре сложилось отношение, как к человеку, который не имеет собственного мнения, собственного голоса, который только выполняет поручения и назначения врача. Однако мировая практика показывает иное — там, где работают профессиональные медсестры, снижается смертность, а и исходы заболеваний гораздо лучше. Наша проблема в том, что мы недооценивали роль средних медицинских работников, в частности медсестер», — отметила директор департамента науки и человеческих ресурсов Минздрава Казахстана Айгуль Каптагаева.
Роль медсестер необходимо расширять. Об этом много и подробно говорилось на первой международной конференции по сестринскому делу в Астане.
Прежде всего, их больше: на одного врача приходится в среднем три-четыре медсестры. У врача на пациента времени мало, он осматривает и ставит диагноз. Все остальное время с пациентом проводит медсестра. Она можем в динамике наблюдать его состояние, ухудшение или улучшение и может быстрее отреагировать за изменения.
«Вообще, медсестра рассматривается как партнер пациента, то, что пациент не расскажет доктору, он может рассказать медсестре, медсестры больше знают о пациентах, в том числе об их социально-психологических проблемах, что также может влиять на состояние больного», — отмечает Каптагаева в беседе с корреспондентом Sputnik.
«За рубежом такие полномочия успешно передаются медсестрам, существует понятие “сестринский диагноз”. Кроме того, пациент, приходя в клинику, встречается в первую очередь с медсестрой. Она может собрать анамнез, жалобы, сестры могут вести историю болезни пациента. Есть множество функций, для которых необязательно присутствие врача», — поясняет эксперт.
Это также эффективно с экономической точки зрения. Подготовка врача очень дорогая и долгая. За деньги, за которые готовится один врач, можно подготовить три-четыремедсестры, при этом за более короткое время. Уже сейчас по дуальной системе готовятся прикладные бакалавры, которые 70% времени обучения проводят в клиниках и сразу учатся работе с пациентами.
От чего зависит зарплата медсестры?
В министерстве здравоохранения признают, что заработная плата медсестры и статус ее низкие. Начинающий врач в Казахстане получает 60 тысяч тенге, оклад начинающей медсестры — около 40 тысяч. Прожиточный минимум в 2018 году — 21 364 тенге.
«Конечно, это очень низкая зарплата, поэтому нам важно изменить это, а также дать мотивацию — показать, что у медсестер будут новые функции, возможности карьерного роста. По интегрированным программам можно получить высшее образование, у нас уже есть казахстанско-финская магистратура. Они здесь обучаются и в Финляндии, получают двойной диплом. Дальше можно продолжить научную карьеру, можно преподавать», — рассказывает Каптагаева.
«Мы хотим, чтобы медсестра получила статус партнера врача — не помощника, не исполнителя, а отдельный статус специалиста, который может принимать решения, что, конечно же, отразится и на заработной плате», — отмечает представительница Минздрава.
Медсестры перестанут быть секс-объектом
Затронули в разговоре и тему отношения к медицинским сестрам со стороны пациентов, которое тоже необходимо менять. Это и грубое обращение, и харрасмент самого широкого спектра — от сальных шуток и комментариев касательно внешности медсестер до откровенных приставаний и требований оказать сексуальные услуги. Образ медсестры излишне объективирован, а ее «костюм» остается лидером продаж в магазинах интимных товаров.
«К медсестрам складывается отношение как к обслуживающему персоналу, возможно,из-за того, что сфера здравоохранения расценивается как сфера оказания медицинских услуг. Мы учим медицинских работников уважительному и профессиональному отношению к пациенту. Конечно, это та сфера, где необходимо проявлять заботу и внимание — больной человек находится в уязвимом состоянии, ему необходимо не только лечение, но и поддержка. С другой стороны, сами пациенты нередко выступают инициаторами конфликтов. Медсестры больше страдают от оскорблений и приставаний, поскольку находятся в более тесном контакте с пациентом. Сейчас мы работаем над тем, чтобы менять это отношение и чтобы такие ситуации не оставались без внимания», — заверила Каптагаева.
Больницы могут сами отказаться от суточных дежурств
Другой болезненный вопрос — тяжелых суточных дежурств — в Казахстане может решиться естественным образом. По словам сотрудницы Минздрава, медучреждения отказываются от подобной практики, признавая ее неэффективной.
«На сегодня 80% медицинских организаций перешли в статус на праве хозяйственного ведения. Это значит, что организация сама выбирает график работы и создает эффективные условиях труда, создает возможности для своих сотрудников по оплате и определяет свой штат. На конференции выступала медицинская сестра из Центра нейрохирургии, она рассказала, что у них отказались от суточных дежурств. Человек, который работает 24 часа, без сна и отдыха с большим количеством пациентов,из-за физической усталости может совершить ошибку, которая может привести к серьезным последствиям. Осознавая эту ответственность, они перешли на другой график дежурств — в интересах пациентов и медработников.
Айгуль Каптагаева подчеркнула, что нигде нет постановления о суточных дежурствах, этот вопрос находится в ведении руководства больниц.
Где не хватает медсестер?
По словам сотрудницы Минздрава, не хватает медсестер «там, где тяжело».
«В первую очередь, это анестезиология и реанимация, где много тяжелых пациентов. Наблюдается нехватка акушерок. Остро стоит вопрос со средним персоналом в первично медико-санитарной помощи, то есть, в поликлиниках, где причиной текучести является низкая зарплата», — сообщила Каптагаева.
Средний возраст врачей в Казахстане — 42 года. Средний возраст среднего медперсонала — 40 лет.