Известный архитектор Нурлан Камитов, владелец и главный архитектор INK Architects, первым среди своих казахстанских коллег стал привилегированным членом Королевского института британских архитекторов (RIBA). Звание архитектора RIBA — почетное. Многие известные в мире архитектуры персоны им обладают — Томас Хетервик, Заха Хадид, Норман Фостер, Майкл Хопкинс, Николас Гримшоу, Френк Ллойд Райт, Питер Оборн.
Звание открывает двери на рынки Великобритании, Европейского союза и других юрисдикций. Планирует ли Нурлан Камитов воспользоваться этой возможностью, он рассказал деловому еженедельнику «Капитал.kz».
— Нурлан, насколько сложно архитектору из Казахстана получить звание архитектора RIBA?
— Нужно понимать, что профессия архитектора требует длительного непрерывного образования и самообразования. В начале карьеры необходимо состязаться в конкурсах, много и бесплатно работать и постоянно совершенствовать искусство презентации. При этом практикам нельзя забывать о познаниях в инженерно-строительной отрасли, то есть постоянном пополнении академической базы.
Для того чтобы получить статус почетного члена RIBA, нужно иметь солидное портфолио реализованных проектов и, конечно, высокий уровень всех проектных разработок в целом. Процесс становления может занимать от десяти лет и требует образования, признаваемого в Объединенном Королевстве.
В Казахстане пока нет архитекторов членов RIBA, и в странах СНГ это очень редкий случай.
— Что дает это звание лично вам и вашей компании?
— RIBA даст нам возможность встать на один уровень с зарубежными архитекторами и архитектурными бюро, это будет хорошим конкурентным преимуществом в различных конкурсах и тендерах. Почетное членство также дает право называться архитектором в Британии, а это очень важно. Есть разные уровни членства в RIBA. Королевский институт британских архитекторов принимает специальные профессиональные экзамены. Часть I — бакалавриат сертифицированного RIBA учреждения, часть II — звание магистра, с профессиональным опытом. Самый высокий уровень — Chartered Member — Почетный член RIBA (часть III), это дает право получить юридический титул архитектора, то есть возможность практиковать на рынках в Великобритании, ЕС и в других юрисдикциях.
Членство в RIBA дает доступ к внутренней сети информации (к новейшим изысканиям в области архитектурной технологии), различным конференциям и возможности обмениваться опытом с коллегами по всему миру.
Конечно, сама организация RIBA дает большие возможности в плане продвижения компании на рынке Британии и в мире в целом, вы сразу попадаете в листинг архитекторов RIBA — таким образом, организация гарантирует качество проектов и работ членов в листинге.
В целом прием в члены RIBA — это высокая оценка деятельности, международное признание профессионализма. И это значит, что уровень нашего проектирования не уступает общепризнанному мировому стандарту.
— Планируете ли вы воспользоваться правом называться архитектором Британии?
— Планируем принимать участие в международных конкурсах и проектах, которые доступны только для определенного круга архитекторов, в том числе и в Британии, на данный момент уже работаем над проектами в США совместно с местными компаниями.
Нами разрабатываются интересные проекты мультифункциональных комплексов, бизнес-центров, жилых кварталов и градостроительных проектов в Майами, США. Для нас это новый опыт, новые возможности и новый стандарты. Рынки Америки и Европы — это не только новые рынки, но и новый уровень проектирования, знаний и проектов.
У нас есть опыт в международных проектах в и Казахстане. В Астане мы проектировали архитектуру интерьера пятизвездочного отеля — Hilton Astana (более 50 000 кв. м) на территории выставочного комплекса ЭКСПО-2017 для международной сети отелей компании Hilton Worldwide Inc.
— Как вы думаете, насколько успешность архитектурной компании зависит от конъюнктуры рынка, на котором она работает? Либо больше играют роль другие факторы — удача, личность руководителя, совпадение времени и места?
— Наш рынок привлекателен тем, что он открыт всему новому, благодаря этому многие зарубежные известные архитекторы работают и проектируют у нас. Это дает импульс росту местных компаний и уровню архитектуры в целом в стране. За период суверенитета страны общий уровень требований к архитектуре вырос в сравнении с первыми годами. Сегодня никто не хочет обитать в безликом пространстве, сегодняшний клиент не ищет низких цен, ему нужны многофункциональные пространства, эстетичные фасады, удобство окружающей среды и комфорт в целом! Основными факторами успеха компании, занимающейся архитектурным проектированием на современном этапе, я считаю, являются скорость, качество и эстетика формы. Ценность проекта зависит от философской концепции, выраженной в эстетике его формы. Понятие «качество» подразумевает не только качество строительства, что для Казахстана, как мы знаем, непросто. Сегодня качество в архитектуре — это важнейший фактор комфортности среды. То есть условия для трудовой деятельности, отдыха, учебы и т. д. должны быть максимально комфортными.
Скорость же выполнения проектных работ, к сожалению, — веление нашего времени.
— А что значит, на ваш взгляд, «коммерчески успешный архитектор»? Каковы секреты успеха востребованного архитектора и архитектурного бюро?
— Профессия архитектора творческая, поэтому только время определит общий успех его деятельности. Коммерчески успешный архитектор во главе угла ставит интересы конечного пользователя. То есть его комфорт, безопасность, потребность в гармоничной эстетичной окружающей среде. Это непременное условие. Тем не менее труд архитектора мало совместим с бизнесом в чистом виде. Ремесленная часть работы здесь большая, однако все определяет творческое начало.
Индикатор востребованности архитектурной компании, на мой взгляд, — это список реализованных масштабных проектов, и чем разнообразнее назначения сооружений, тем компания успешнее. Например, наша компания имеет солидный градостроительный опыт, завершенные и строящиеся культурные сооружения, мультифункциональные комплексы и жилые кварталы.
— Какие факторы, на ваш взгляд, делают архитектурное бюро долгожителем на рынке?
— В мировой практике огромную роль играет имя архитектора, его опыт. За плечами современных компаний-долгожителей, как правило, солидный временной капитал, и чаще всего они организованы известными архитекторами. Однако молодым зодчим удается активно включаться в конкуренцию, используя неординарный подход и новейшие технологии.
Для архитектурной компании также важно осуществлять полный цикл услуг для успешного продвижения на рынке в сфере проектирования. От разработки концепта до рабочего проектирования, последнего этапа перед строительством. Соответственно, компания должна интегрировать новейшие технологии BIM и проектировать в соответствии с международными стандартами LEED и BREEAM. То есть успех напрямую зависит и от того, как руководство организует работу всех членов компании, и от обладания соответствующими знаниями.
Без сомнений, долгожителями являются компании, в которых не иссекают жизненная энергия и творческий потенциал.
— Сколько проектов вы реализовали за годы существования компании? Какие считаете наиболее успешными?
— У нас солидный запас и реализованных и концептуальных проектов на стадии согласования. Это более 5 млн кв. м. Хотел бы отметить наше успешное партнерство с компанией BI Group, это жилые комплексы Central Avenue, «Гагарин Парк», Art Residence, «Парк Авеню», Bi City Seoul, Dream City, 5 Avenue, Ray Residence, Esil Park, Crocus City, также бизнес-центры Aura, «Зеленый квартал», спортивный комплекс по стандартам IAAF.
Большинство наших проектов реализуются в Астане, например, наш новый проект Central Park для Sensata Group, как бизнес-центр Sensata.
Основополагающим критерием успеха проекта считается его реализация. Проект, оставшийся на бумаге (как правило, самый, с нашей точки зрения, красивый), не реализуется из-за сложностей в строительстве, больших бюджетных затрат. Он не приносит нам такого удовлетворения, как менее значимый, но реализованный, более доступный для возведения объект.
В нашем портфолио в основном общественные проекты, мы, как правило, не беремся за небольшие частные заказы. Как и во всем мире, наиболее востребованным является жилье, у нас проекты больших жилых кварталов. Проекты коммерческих и культурных центров (торгово-развлекательных центров, бизнес-центров, спортивных комплексов и т. д.) составляют небольшую часть, и они, как нам кажется, всегда яркие и интересные.
— Какой эксперимент вы можете позволить себе, проектируя здание?
— В решении архитектурно-художественных задач мы опираемся на международную практику. Эстетике формы придаем особое значение, в смешении стилей предпочитаем вариации или интерпретации на темы классицизма и модернизма. Это предпочтение нашего рынка — более сложные криволинейные формы в архитектуре пока мало воспринимаются заказчиком, хотя наша компания их предлагает. В отношении возведения таких объектов не может быть проблем, поскольку учитываются все условия. Но эти экспериментальные разработки ждут еще своей реализации.
— Ваша компания работает, помимо Казахстана, в США, Китае, Испании и пр. В чем особенности работы на этих рынках?
— Основные сложности и отличия связаны с разным подходом к проектированию. В развитых странах мира почти никто не говорит о невозможности строительства самых одиозных архитектурных форм, а архитектор как автор проекта — главное действующее лицо, которому подчиняются все инженеры и конструкторы. В нашей практике иногда все наоборот.
При этом во многих странах мира, как в США, Испании или Китае, нет национальной принадлежности архитекторов, есть только искусство — искусство создавать проекты.
Разница в стоимости архитектурного проекта в развитых странах и у нас существенна. В целом подход заказчиков везде одинаковый — это бизнес. Только инструменты выбираются разные, поэтому и в нашей стране со временем все придет к мировым стандартам.
Но хочу отметить, что масштабы и амбициозность проектов в Казахстане не уступают мировым столицам.