В Таразе прошел областной семинар, посвященный социальному госзаказу
В Таразе прошел областной семинар, посвященный социальному госзаказу, передает ИА «ZhambylNews» .
В ходе мероприятия обсудили государственный социальный заказ, как эффективный механизм реализации политики в стране.
Основные вопросы, затронутые во время семинара:
* Законодательство в сфере взаимодействия государства и НПО: секторы гражданского общества, основные НПА, регулирующую сферу применения ГСЗ, участники процесса и их функции
* Потребности регионов в осуществлении государственного социального заказа: учет региональных особенностей и интересов
* Механизм подачи и продвижения бюджетной заявки по формированию ГСЗ: последовательность шагов: «от идеи до публикации объявления на портале www.goszakup.gov.kz»
* Разработка технической спецификации: программные и организационные требования
* Основные этапы проведения ГСЗ. Порядок (алгоритм) осуществления государственного социального заказа
* Процедура и особенности рассмотрения заявок. Критерии для оценки технических спецификаций. Выставление баллов по критериям. Определение конкурсной комиссии проектного предложения, набравшего наибольшее количество баллов
* Подведение итогов и заключение договоров
* Процедуры мониторинга. Обсуждение Правил формирования, проведения мониторинга реализации и оценки результатов государственного социального заказа
* Перспективы и возможности совершенствования государственного социального заказа. Стандарт государственного социального заказа
Ведущим семинара стали директор консалтинговой компании «ЗУБР» Виталий Кулик и его заместитель Наталья Терехова.
СПРАВКА
НПО — неправительственное, негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам.
С момента обретения независимости Республикой Казахстан, одним из показателейобщественных преобразований в стране является развитие неправительственного сектора, как одного из важных и непосредственных участников демократических процессов. Сейчас в стране активно идет процесс формирования Третьего сектора(в Республике Казахстан больше известный как неправительственный), необходимого для функционирования гражданского общества. Третий сектор способствуют росту гражданской активности общества, который применяет неполитические средства для оказания влияния на процесс принятия решений государственной властью.
В нашей стране неправительственный сектор представлен в виде общественных объединений, негосударственных фондов, некоммерческих учреждений, союзов (ассоциаций) юридических лиц, других организаций в целях решения общественно-полезных задач.
На сегодняшний день, реально действующие неправительственные организации (НПО), работают в различных сферах жизнедеятельности. В основном это такие социально значимые области, как защита прав человека, экология и окружающая среда, гендерные вопросы, защита интересов социально уязвимых слоев населения.
Задача гражданского общества – быть посредником между гражданами и государством, защищать интересы каждого индивида, представлять его интересы перед лицом власти и общества, осуществлять общественный контроль за деятельностью власти и формированием внутренней и внешней политики этого общества.
«Третий» сектор – это понятие обобщающее в себе весь спектр существующих некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для реализации инициатив некоммерческого характера и направленные как на самореализацию, так и на достижение социальных изменений, значимых для общества в целом. В одних странах их называют неправительственными, в других общественными, в третьих – добровольными, благотворительными или неприбыльными.
В целом суть деятельности третьего сектора это-принцип самоуправления, в результате активности граждан «снизу».
Вместе с тем, в Казахстане пока невозможно определить точное число НПО. Разные статистические данные обусловлены несколькими причинами:
— не определено все ли перечисленные Законом Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» организации включены в статистический учет, поскольку отдельные независимые исследовательские агентства исключают из третьего сектора государственные учреждения, коллегии адвокатов, потребительские кооперативы, нотариальные палаты и т.п. Естественно, что при таком учете количество организаций сокращается в 2 раза.
— большинство НПО являются бездействующими (то есть существуют лишь на бумаге), что усложняет подсчет реально функционирующих организаций и приводит к искажению статистики;
— некоторые прекращают свою деятельность (причем чаще фактически, чем юридически), в результате регистрируются новые организации.
В целом, в мировой практике нет четкого определения понятия неправительственной организации.В мировом юридическом и политическом лексиконе понятие «неправительственная организация»- это традиционная форма обобщения при ссылке на весьма неопределенный круг организаций.
То есть не существует универсального определения термина НПО, термина, который может охватывать широкий круг органов, чья деятельность осуществляется как на территории государств, так и в рамках межправительственных организаций.
Суть НПО отражается в том, что их создание и дальнейшая деятельность являются добровольными (имеется в виду возможность выбора для тех, кто создает их и входит в их состав, и, в случае не основанных на принципе членства организаций, тех, кому было поручено руководство ими), что они функционируют на основе самоуправления, а не находятся под руководством органов государственной власти, а также что их главной целью не является получение прибыли от осуществляемой ими деятельности.
НПО могут функционировать под разными названиями: ассоциации, благотворительные фонды, фонды, некоммерческие корпорации, общества и доверительные фонды.
Исходя из вышесказанного, можно составить общие признаки присущие НПО:
— получение прибыли не ставится основной целью деятельности;
— государственные органы не являются учредителями или участниками;
— организация создана на добровольной основе;
— подразумевается самоуправление на основе совместно определенной цели;
— организация не принимает непосредственное участие в политике с целью достижения власти;
— организация может работать как на неформальной, так и юридически закрепленной основе;
— организация не применяет и не пропагандирует насильственные методы;
— организация может быть как и национальной, так и международной по составу или масштабу деятельности.
Таким образом, исходя из признаков перечисленных выше, можно заключить, что неправительственной организацией (НПО) является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне.
Касательно видов, в зависимости от поставленных целей и задач, способов и методов их достижения общественные организации делятся на несколько видов (в зависимости от принципа систематизации). Среди множества подходов к классификации общественных организаций следует выделить несколько критериев:
— по региону действия (международный, страновой, локальный);
— по организационной форме существования (общественная организация, общественный фонд и т.д.);
— по характеру целевых групп, т.е. групп населения, на которые направлена основная активность общественных организаций;
— по сфере деятельности общественного объединения;
— по типу финансирования: внутренние и внешние источники;
Такого типа классификации придерживаются не только многие специалисты по неправительственным организациям, но и такие межправительственные организации, как ООН и Совет Европы.