Быть или не быть каршерингу в Казахстане

0 14

Весной сервис начнет работать в Астане. С каким опытом Anytime выходит на столичный рынок, как часто случаются ДТП, как работает служба безопасности компании – рассказал генеральный директор Anytime.kz Алмаз Ахпаров.

Три месяца прошло с тех пор, как алматинцы смогли впервые взять автомобиль в поминутную аренду. За это время в Instagram появились публикации «о путешествиях Anytime» с побитыми новенькими Volkswagen Polo, где комментаторы призывают водителей к культуре. Кто-то делает прогнозы, на сколько хватит терпения и ресурсов у руководства компании, рискнувшего зайти на казахстанский рынок, а клиенты опасаются, что сервис просто уйдет из страны, вслед за велошерингом оfo. Директор Anytime в Казахстане Алмаз Ахпаров ответил на эти вопросы в интервью корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz».

— Почему машины Anytime часто попадают в ДТП?

— Аварийность — это риски бизнеса. Если смотреть масштабно, по городу Алматы довольно большое количество ДТП. Наши автомобили у всех на слуху, они отличаются своим индивидуальным окрасом от других, и поэтому алматинцы стараются заснять каждый случай и выложить в соцсети, откуда и складывается такое впечатление.

В дорожные происшествия машины Anytime попадают в среднем 1-2 раза в неделю. Но здесь важно учитывать степень аварии. Это могут быть мелкие царапины и незначительные вмятины, такие случаи в качестве ДТП не рассматриваются – машину мы оперативно приводим в порядок и незамедлительно выпускаем в город.

— Кто возмещает ущерб?

— Назвать сумму ущерба от ДТП с момента запуска проекта возможно по истечению полугода, когда уже будет составлен статистический анализ. По договору, с которым клиент может ознакомиться на стадии регистрации, максимальная материальная ответственность варьируется от 100 тыс. до 200 тыс. тенге. Но здесь важно иметь в виду, что это при условии, если наш клиент соблюдает все требования нашего договора. Если же клиент нарушает условия договора, к примеру, находится за рулем в нетрезвом состоянии, передает руль третьему лицу, то в данном случае каждый подобный инцидент рассматривается в индивидуальном порядке.

— Понять и простить – политика Anytime?

— В первую очередь хочу отметить, что клиент – это наше все, и повторюсь еще раз, к каждому пользователю у компании индивидуальный подход. За три месяца наш опыт пополнился разными клиентскими историями. Был случай, когда клиент арендовал машину на сутки, отправился на продуктовый рынок и загрузил багажный отсек крупногабаритными коробками. Этот клиент был выявлен спустя несколько часов, но для сохранения лояльности пользователю было сделано устное предупреждение, хотя в договоре за это предусмотрен штраф (запрещается использовать ТС для перемещения крупногабаритных предметов).

Другая история, когда наш клиент обнаружил лежащую на дороге собаку. Собака была сбита и не могла самостоятельно передвигаться. В итоге наш пользователь подобрал ее и поместил в салон автомобиля. В ходе разговора выяснилось, что клиент является членом Республиканской ассоциации по защите животных и оставить собаку он просто не мог. В таких случаях у нас также предусмотрен штраф (использовать ТС для транспортировки животных, за исключением перевозки животных в закрытых переносках), но мы в свою очередь не могли проявить равнодушие и было принято решение не выставлять штраф. Спустя некоторое время наш пользователь отметил нас в своем посте на странице в социальных сетях со словами благодарности.

Еще два случая: в первом наш пользователь по ошибке завершил суточную аренду раньше времени, и другой, когда клиент оставил машину в режиме ожидания и «наожидал» на 50 тыс. тенге (уснул и забыл). Оба случая были рассмотрены, и в итоге мы восстановили суточный пакет, а другому списали долг.

— «Инцидент на Сайране» — маркетинговый ход?

— Случай с Сайраном не был нашей акцией. Многие думали, что это была специально подготовленная рекламная кампания. Но это был реальный случай. И он неординарный, поскольку классифицировался как угон. Это был третий день после запуска сервиса Anytime в Алматы. Новость о том, что кто-то пытался утопить арендованную машину разлетелась по всему Казнету. В тот момент подключились все ответственные лица, в том числе городской акимат, совместно с департаментом полиции. В ходе разбирательства выяснилось, что молодой человек не был нашим пользователем, он угнал машину у своей мамы. Нарушитель будет нести ответственность по всей строгости закона. В настоящее время парень ожидает решения суда. За все время работы Anytime в Казахстане это был единичный подобный случай. Наши машины ни разу не разбирались на запчасти и не выезжали за пределы разрешенной зоны.

Если брать нарушителей в целом, то среднестатистический клиент, совершающий ДТП — это молодой гражданин, как правило, это молодые ребята, которые любят машины, любят управлять ими. Мы всегда открыто заявляем, что в наших машинах установлены специальные датчики, которые определяют манеру вождения и скорость движения, а также управление по городу и за его пределами. И мы не публикуем на всеобщее обозрение информацию о том, как отработали то или иное нарушение. Это не наш стиль ведения бизнеса, поскольку это взаимоотношения сугубо между компанией и клиентом.

— Каршеринг не краш-тест. Кто не может сесть за руль автомобиля Anytime?

— Клиентом нашего сервиса может являться человек старше 21 года, со стажем вождения более двух лет и классом риска выше трех. На этапе регистрации мы стараемся устранить возможные риски как для нашего бизнеса, так и для других участников дорожного движения.

Был случай, когда клиент позволил себе выпить и сесть за руль. Но, к счастью, все обошлось, мы оперативно зафиксировали и пресекли вождение. Тех, кто управляет в нетрезвом состоянии, ждет наказание по всей строгости закона, поскольку здесь подключаются уже сотрудники департамента полиции, с которыми мы тесно работаем.А в том случае, если клиент попробует угнать автомобиль, он автоматически и безвозвратно будет исключен из нашей базы.

На любые нарушения, в том числе и вандализм, мы реагируем оперативно и хладнокровно. У нас есть свой департамент службы безопасности. В качестве меры пресечения, при необходимости, мы можем блокировать двигатель нашего авто удаленно, во время его остановки. Мы никогда не используем блокировку во время движения машины, дабы не подвергать ничью жизнь опасности.

— Уйдет ли Anytime из Казахстана вслед за ofo?

— В Казахстане Anytime начал свою работу в октябре 2018 года, и первым городом был Алматы. За первую неделю работы алматинцами было совершено более 8000 аренд, а число новых зарегистрировавшихся пользователей за этот период составило более 18 000 человек. Наша база неуклонно растет. Сейчас в ней зарегистрировано уже 55 тыс. клиентов. И мы планируем расширяться.

Бесплатная парковка, заправка, мойка, техосмотр, отсутствие залога и возможность оставить автомобиль в любой точке города – все это мы предоставляем клиенту, который сразу получает готовый к использованию автомобиль. Такие условия делают каршеринг привлекательным.

Отмечу, что в новогоднюю ночь у нас была 100%-ная загрузка наших автомобилей. И мы продолжаем расширять наш автопарк, дабы каждый клиент мог воспользоваться нашим сервисом. Уже в ближайшее время еще 100 новых автомобилей будут доступны для наших клиентов.

Ближе к весне машины Anytime смогут опробовать жители нашей столицы Астаны. Напомним, в середине декабря прошлого года мы презентовали сервис каршеринга премьер-министру РК. Если говорить о ближайшей перспективе, то в этом году количество машин Anytime увеличится до 500, а к 2021 году в стране будет парк из 1,5 тыс. автомобилей.

— Готовы ли казахстанцы к каршерингу?

-Несмотря на то, что некоторые наши клиенты используют машины не по назначению, попадают в ДТП и наносят определенный ущерб компании, мы продолжаем развивать наш сервис. Считаю, это вопрос времени, казахстанцам необходимо привыкнуть к услугам каршеринга. Верю, что в ближайшие три месяца мы перенастроим соотечественников на правильное вождение.

В неделю из 100% наших машин условно 1-2% попадают в ДТП, в том числе и мелкие. При этом стоит отметить, что динамика повреждения автомобилей снижается. Снижается потому, что мы применили такие инструменты, как уведомление о скоростном режиме. Если клиент превышает определенную скорость, то мы сразу звоним ему и просим сбавить скорость. Параллельно мы тестируем камеры в наших машинах. Процесс трудоемкий и небыстрый. Также мы используем активное вовлечение третьих лиц, которые фиксируют любые правонарушения, незаконные действия и отправляют нам в работу через каналы: соцсети, почту и наш call-центр. В качестве поощрения наших пользователей мы вознаграждаем электронными бонусами, которыми они могут воспользоваться для совершения поездок.

— Своевременно ли Anytime пришел в Казахстан и как чувствует себя на рынке?

— Начнем с того, что каршеринг-сервис был запущен в 2015 году в России с автопарком 5,5 тыс. машин и представлен в 11 крупных городах. В сентябре 2018 года этот сервис запустили в Беларуси, а 18 октября 2018 года мы запустились в Алматы, став тем самым 13-м городом. Общие инвестиции в развитие данного проекта в Республике Казахстан составляют порядка $30 млн.

Наш город активно меняется, большое внимание уделяется общественному транспорту, свободному дорожному движению. Каршеринг – современный, прогрессивный сервис, имеющий прямое отношение к решению данных задач. Одна машина каршеринга заменяет до 10 автомобилей. Вы можете представить, какая это экономия и благо для жителей города и его экологии?

Я считаю, что на рынок мы зашли как раз вовремя. Отвечая на основной вопрос – могу смело утверждать – сервису каршеринга Anytime в Казахстане быть, и мы имеем все возможности для дальнейшего роста и расширения.

Leave A Reply

Your email address will not be published.