До 100 тыс. тонн картофеля ежегодно готовы поставлять казахстанские производители на прилавки российских магазинов. Как рассказал Forbes.kz председатель Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев, в ближайшие месяцы должны завершиться переговоры с российскими сетями на поставки продукции.
— Для нас интересен рынок ретейла, сетей, которые всё большую долю продукции берут на себя, в том числе ту, которая раньше преобладала на базаре. К этой категории относится, в том числе, картофель и другие овощи. Мы активно работаем с внешнеторговой палатой, и у нас есть несколько вариантов вхождения в рынок. Есть кейтеринговые компании, которые заинтересованы в нашей продукции, есть сети в Восточной части России, и нам они географически очень интересны. И есть другие варианты, по которым мы сейчас будем активно работать и пытаться наращивать свои объемы поставок, — сообщил Бисетаев.
Сегодня речь идет о поставках в объеме 30-50 тысяч тонн в год с перспективой доведения показателя до 100 тыс. тонн. Для российского рынка это не так много, признает Бисетаев, но для казахстанских производителей — хороший объем, который они могут продавать безболезненно для внутреннего рынка. При этом производителям важны контракты именно с торговыми сетями соседней страны.
— Сети — компании специфичные, у них свои, очень жесткие требования по качеству, логистике, ритму поставки, по другим вещам. Выдержать их контракты будет для нас серьезным экзаменом. За качество нашей продукции мы не беспокоимся, объемы у нас есть. Но вопросы логистики, точных поставок, тары, взаиморасчетов — это очень сложная для нас вещь, которую мы будем делать впервые, — объяснил глава профильного объединения.
В числе приоритетных задач картофелеводов — закрепиться и на рынке Узбекистана, который остается основным импортером казахстанского картофеля. Глава отраслевого союза надеется, что производители смогут продать не менее 200 тысяч тонн картофеля из урожая 2019 года на этот рынок.
— Мы обязательно будем поставлять картофель на узбекский рынок. У нас уже там выстраиваются свои горизонтальные связи свои, мы понимаем внутренний рынок Узбекистана, и он для нас продолжает быть интересным и основным, — говорит Бисетаев.
Казахстанские картофелеводы рассматривают как направление для экспорта продукции через 4-5 лет и китайский рынок. Но традиционно у Китая очень высокие требования по допуску на рынок сельхозпродукции, начиная от качественных показателей самого продукта и заканчивая требованиями к таре. Производители признают, что сегодня опыта организации такого рода поставок у них недостаточно.
В целом, по оценкам отраслевого союза, Казахстан может ежегодно экспортировать до 500 тыс. тоннкартофеля без малейшего ущерба для внутреннего рынка страны.