В Казахстане меняют подход к подготовке врачей

0 151

Студенты медвузов не чувствуют себя вовлеченными в процесс диагностики и лечения пациентов, несмотря на то, что в рамках практических занятий посещают больницы. Как уйти от избыточной теории и перейти к необходимой практике при подготовке врачей, узнал Sputnik Казахстан.

С 2019 года в Казахстан переходит к новой стратегии медицинского образования. Подробнее о новшествах Sputnik Казахстан рассказал ректор НАО «Медицинский университет Астана», доктор медицинских наук, профессор Дайнюс Павалькис на полях Первого междисциплинарного эндохирургического конгресса прикаспийских стран в Актау.

Основные шаги — это переход к шестилетнему обучению в бакалавриате с дальнейшим обязательным прохождением резидентуры для получения специализации. Также в образовательном процессе увеличен практический клинический компонент с вовлечением в научные исследования студентов и интернов. Третий важнейший компонент — открытие университетских клиник.

С этого года обучение в резидентуре на 90% будет составлять практический компонент, 10% — теория. Кроме того, включен обязательный выездной цикл в регионы для интернов и резидентов.

Как будут готовить врачей в Казахстане

«Новый подход внедряется с 2019 года, однако полностью концепция будет реализована с принятием новой редакции Кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения”, который в настоящее время находится на рассмотрении в парламенте. Система отработана с министерством здравоохранения, казахстанскими медицинскими университетами. Все это ведет к логичному воплощению норм и правил, по которым будут обучаться будущие врачи Казахстана», — говорит Дайнюс Павалькис.

Модернизация казахстанской системы образования началась в 2010 году, когда Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м членом Европейской зоны высшего образования и первым Центральноазиатским государством, ставшим полноправным членом. Казахстан перешел на трехуровневую систему подготовки специалистов — бакалавр — магистр — доктор PhD.

«Болонский процесс требует четкого разграничения между бакалавриатом и магистратурой. Эта концепция изначально заложена в медицинском образовании — после четырех лет обучения еще нет, и не может быть готового врача. А уже после шести лет, в которые входит бакалавриат и магистратура как непрерывное интегрированное образование, плюс полгода интернатуры — студент медицинского вуза уже может что-то делать», — поясняет Павалькис.

Теперь после шести лет обучения медик может пойти в резидентуру для получения специальности или в докторантуру неклинических кафедр — писать диссертацию. Кроме того, может преподавать в колледже и университете, так как у него есть академическая степень магистра.

Также есть возможность пойти в практическое здравоохранение, работать в неотложной помощи, приемных отделениях госпиталей.

«До этого в Казахстане был бакалавриат, потом интернатура по пяти специальностям: терапия, педиатрия, хирургия, акушерство и гинекология. С этого года мы запустили врачей общей практики — “семейных врачей”. Именно эти специалисты должны быть рядом с людьми в аулах, маленьких городах. Это создает основу пирамиды медицины во всем мире. Подтверждение этому — новая Астанинская декларация по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), которая переутвердила Алматинскую декларацию, принятую 40 лет назад как основу системы здравоохранения. В этом есть большая заслуга профессора Торегельды Шарманова, который был в то время министром здравоохранения и четко понял стоящие перед Казахстаном задачи», — отмечает Дайнюс Павалькис.

После прохождения обязательной практики врачи общей практики могут идти учиться дальше либо продолжать работать семейными врачами.

Казахстану необходимы университетские клиники

Столичный Медицинский университет Астана намерен получить и развивать собственную университетскую клинику.

«Это основополагающая цель нашей стратегии на 2019−2023 годы. Сейчас у нас такой клиники нет. Заключены договоры с 75 различными больницами города, которые становятся нашими клиническими базами, где могут практиковаться будущие врачи. Однако этого недостаточно. В 2018 году служба внутреннего аудита выявила недостаточное количество отработок по практическим навыкам в клиниках. Об этом заявило 26% обучающихся», — указал ректор.

В целом ситуация с университетскими больницами по стране оставляет желать лучшего. Даже там, где они есть, обучающиеся не чувствуют себя вовлеченными в процесс лечения.

«Работа центров не поставлена по принципу включения студентов-резидентов и преподавателей. Вроде бы и есть, но функционирует не так, как должна. Есть клиническая база в Алматы, Семее, Караганде. Здесь внушает оптимизм настрой правительства и президента лично на то, что необходимо создавать университетские клиники, которые были бы центрами обучения всех остальных врачей. Не просто частная клиника по одному профилю, но большая, сильная больница должна стать основой университетской медицины», — считает Павалькис.

По мнению профессора, такие клиники сделают процесс «включения» интереснее и нагляднее для будущих медиков.

«В медицинские вузы в основном поступают действительно заинтересованные целеустремленные ребята, которые готовы связать свою жизнь с этой сложной, ответственной и интересной профессией. Но их буквально негде учить. Есть больницы, которые запускают студентов, резидентов, интернов, но они не чувствуют себя вовлеченными, у них нет контакта резидента. И от чего мы обязательно должны уйти — от всяких педагогических и образовательных предметов — введение в науку, статистика на первом курсе. Первокурсник еще не понимает, зачем ему это нужно», — говорит ректор.

Именно поэтому необходим пересмотр программ подготовки врачей, основной целью которых является более ориентированное на практическую медицину обучение.

«Не зря американцы называют свои вузы “школой медицины”. Это высшая профессиональная школа, в которой мы должны учить людей не только думать и знать, но и навыкам. И в разных странах навыки составляют основную клиническую нагрузку для обучающихся, особенно после шестого курса, когда они идут в резидентуру. Но и в студенческое время надо увеличить это практическое образование», — подчеркивает Павалькис.

Отработка — не «наказание», а новый опыт

Летом по Казахстану прокатилась волна недовольства со стороны интернов, обучающихся на государственном гранте, которых направляли на три года работать врачами общей практики в регионах. Также они могли поступить в резидентуру на ограниченное число необходимых государству специальностей. Поступить на платную резидентуру по своему выбору студент-грантник может только после отработки или компенсации затрат на его обучение.

Кому из выпускников медвузов не нужно отрабатывать грант.

«Эти правила были приняты в 2012 году постановлением правительства, когда нынешние интерны поступали на обучение. Могу сразу сказать — в нашем вузе был ряд студентов, которые сразу вернули все, что в их обучение вложило государство, и ушли на платную резидентуру. Однако я убежден, что необходим обязательный цикл выезда из городов и центров, где они учатся. Я думаю, что если мы введем это как обязательное направление, то закроется часть потребности в кадрах в регионах, в маленьких сельских больницах. А с другой стороны, эти ребята увидят, что не так уж там все и страшно, можно три года на себя поработать, посмотреть, что происходит в стране — не такая уж плохая идея», — говорит Павалькис.

С севера — на море: выпускники медвуза поедут в лучшие больницы Мангистау

На проходящем с 15 по 19 сентября первом междисциплинарном эндохирургическом конгрессе прикаспийских стран глава столичного вуза и руководство Мангистауской области подписали меморандум об общем сотрудничестве в сфере последипломного образования врачей.

«На основании этого рамочного соглашения мы можем заключать другие договоры с больницами — областной, городской, онкологическим и перинатальным центром и туда посылать наших резидентов. Условия здесь хорошие. Уровень хирургии высокий. Если мы решим вопрос с жильем, я думаю, это будет шикарная возможность для наших студентов с глубокого севера, из Нур-Султана, порадоваться морю, солнцу и теплу и поработать в Актау», — говорит Павалькис.

Отметим, что в рамках конгресса в Актау проходят мастер-классы с участием ведущих эндоскопических хирургов России, Прибалтики, Украины, Ирана, Франции и Казахстана с применением новейшего эндоскопического оборудования. Конгресс проводится под патронажем компании KARL STORZ ENDOSCOPY Kasachstan.

Leave A Reply

Your email address will not be published.