Исламское право описывает социальные и правовые основы сосуществования мужчины и женщины, образующие семью и брачные договоры. Исламское право рассматривает брачный контракт как юридический договор и обязательство. Потому что в исламе брак считается священным. «Женитьба — моя сунна!» Кто отвернется от моей Сунны, тот отвернется от меня» и «Женитесь и размножайтесь! В Судный день я буду гордиться вашим числом», — говорится об институте брака в хадисах.
Смысл и важность сакральных понятий «верный брак» и «верный супруг» сейчас, к сожалению, утеряны, и молодые пары, только что создавшие семью, вскоре разводятся по обоюдному согласию. При этом разведенные пары причинами развода называют материальные и социальные факторы, среди которых наиболее распространенными являются разное воспитание, несовместимость характеров и отсутствие общности интересов. Однако на самом деле, как показывает опыт, в большинстве случаев супруги не в полной мере выполняют свои обязанности.
Обязанность мусульманки прежде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Женщины, исповедующие ислам, ведут себя скромно и одеваются в соответствии с канонами ислама. Находясь на улице или на работе, они стараются не привлекать к себе внимание. Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Давая жизнь новому существу, она должна помнить неотъемлемые права каждого ребенка: право на жизнь и равные возможности в жизни; право на законность — каждый ребенок имеет право носить имя своего отца; право на хорошее воспитание, уважение к личности и любовь.
Мужчина должен материально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед обществом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключается в лидерстве, ответственности, исполнении долга перед семьей и обществом. Лучший подарок, который отец дает своим детям, — хорошее образование и воспитание.
Как мы видим, религиозные ценности не сильно отличаются от светских в том, что касается духовных основ семейного благополучия. Они наработаны веками и сложились из народного опыта. Хотя современные условия жизни вносят свои коррективы и нередко у мужчин и женщин меняются социальные роли, мы видим, что основополагающие принципы построения семьи не меняются. Уважение к партнеру, к его чувствам и интересам, совместное воспитание детей, забота об их будущем, верность слову и клятвам, даны ли они в загсе или в мечети, — все это делает брак прочным.
К сожалению, многие представители современного поколения казахстанцев считают, что благополучие и счастье должны быть данностью, то есть их нужно получить здесь и сейчас. Поэтому у молодых не хватает терпения для выстраивания отношений, нет желания взаимно приспосабливаться к привычкам и образу жизни друг друга. Того, что раньше называлось «притираться». Это нетерпение и рождает непонимание, конфликты.
Сегодня, по статистическим данным, растет число вступающих в брак, но в то же время и растет число разводов.
В исламе, как и в светской общине, развод допускается. Если в семье имеются неразрешимые противоречия, то даже мулла не станет заставлять супругов жить вместе. Но развод оказывает заметное влияние на всех членов семьи, в том числе на растущую личность детей-подростков, а значит, и на будущее страны. Поэтому сегодня так много общественных институтов озабочены тем, чтобы научить молодежь ценить семью и брак.
Мухтор САИДОВ,
инспектор центра исследования религиозных проблем религий
по Кордайскому району
Prev Post