За последние 10 лет показатели госбюджета Казахстана увеличились более чем в три раза

0 145

Аналитический центр АФК 30 марта опубликовал обзор состояния государственных финансов Казахстана за последние десять лет, сообщает ИА «ZhambylNews» со ссылкой на forbes.kz.

За последние 10 лет показатели госбюджета Казахстана увеличились более чем в три раза: доходы выросли с 6,4 трлн тенге в 2013 году до 20,2 трлн тенге в 2022 году, расходы – с 6,9 трлн тенге до 21,5 трлн тенге, дефицит углубился с 0,7 трлн тенге до 2,2 трлн тенге. При этом динамика экономического роста в стране сильнее коррелирует с изменением цен на нефть (коэффициент корреляции – 0,73), а не с растущими параметрами бюджета.

Расширяющийся дефицит бюджета покрывается за счет госзаимствований: объем госдолга вырос в 5,7 раз за 10 лет, что приводит к росту расходов на его погашение и обслуживание (рост более чем в шесть раз, до 3,2 трлн тенге, в 2022 году против 0,5 трлн тенге в 2013 году).

Приоритет в инструментах финансирования дефицита бюджета (за исключением 2015-2016 годов) отдается государственным ценным бумагам (ГЦБ), объём которых вырос с 3,6 трлн тенге в 2013 году до 14,2 трлн тенге в 2022 году. Ставка вознаграждения по ГЦБ также демонстрирует рост, особенно заметный в 2022 году (+180 б.п.) на фоне стремительного роста инфляции и повышения базовой ставки. На покрытие расходов госбюджета также используются средства Национального фонда РК: за последние 10 лет было изъято 65% всех поступивших доходов (всплеск суммы поступлений в 2015 году был связан исключительно с переходом к плавающему курсу нацвалюты).

Тенговый объем средств Нацфонда продолжает поддерживаться ослаблением обменного курса, тогда как валютные активы заметно снижаются (-22% за семь лет). Это связано как с их продажей для обеспечения трансфертов в бюджет, так и с последними негативными изменениями на финансовых рынках (переоценка акций, облигаций).

Между тем Нацбанк исторически поддерживает базовую ставку на достаточно высоких уровнях, что, однако, не в полной мере способствует снижению денежной массы и инфляции в экономике, но может тормозить экономический рост.

Согласно прогнозу социально-экономического развития РК, в 2023-2025 годах наблюдаемые тенденции будут продолжены: к 2025 году дефицит госбюджета углубится до 3,9 трлн тенге, госдолг увеличится на 42%. При стабильно высоком уровне изъятий (свыше 4 трлн тенге с 2020 года) объём активов Нацфонда во многом будет зависеть от дальнейшего развития ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках.

Последние 10 лет подряд расходы госбюджета страны превышают его доходы, даже с учетом регулярных трансфертов из Нацфонда. Основной целью постоянного увеличения  объёма расходов служит поддержание экономического роста и благосостояния казахстанцев.

Между тем рост экономики страны в большей степени зависит от динамики нефтяных котировок, так как экономика остается экспортно ориентированной, а существенный вклад в ВВП вносят компании, занимающиеся разведкой, добычей и транспортировкой нефти.

В то же время бюджетная политика остается стимулирующей, требуя дополнительного финансирования госбюджета за счет наращивания госдолга и изъятий из Нацфонда. Причем в совокупности с периодической негативной переоценкой финансовых инструментов в портфеле суверенного фонда эти изъятия препятствуют увеличению его активов (до $100 млрд к 2030 году).

Между тем Нацбанк после перехода к инфляционному таргетированию в 2015 году проводит преимущественно сдерживающую монетарную политику, удерживая базовую ставку выше инфляции, стимулируя экономических агентов больше сберегать, нежели тратить. Однако для эффективной борьбы с инфляцией этого недостаточно из-за существенного вклада немонетарных факторов в рост цен (в частности, высокой зависимости от импорта).

Согласно обновленному прогнозу социально-экономического развития РК, в среднесрочной перспективе указанные тенденции сохранятся. Углубление дефицита бюджета будет требовать дополнительных госзаимствований, обслуживание которых будет сохраняться высоким, следуя за траекторией базовой ставки.

Между тем в актуальном рейтинговом действии (улучшен прогноз по суверенному рейтингу страны) эксперты S&P отметили, что ослабление внешней позиции (включая сокращение активов Нацфонда на фоне стабильного или растущего внешнего долга) и увеличение бюджетного дефицита могут привести к понижению кредитного рейтинга страны.

Соответственно, продолжение реализации правительством стимулирующей, а Нацбанком – сдерживающей политик может привести к качественному и количественному ухудшению макроэкономических показателей в условиях разрастающихся рисков рецессии в мировой экономике, а также снизить привлекательность Казахстана для зарубежных инвесторов (сокращение притока иностранного капитала).

Leave A Reply

Your email address will not be published.