Свидетель детально рассказал суду, по какой схеме с апреля 2016-го по июнь 2017 года ОПГ отстреливала сайгу, передает сайт Ratel.kz.
В понедельник, 19 февраля, судья межрайонного уголовного суда Западно-Казахстанской области Бахыт ЕРМАХАНОВ вынес приговор 6 жителям Казталовского района.
Их обвиняли в систематической охоте на сайгу, создании организованной преступной группы и незаконном хранении оружия.
ОПГ создал сотрудник регионального государственного казённого предприятия (РГКП) «Охотзоопром» Нургазы САДЫКОВ – он приговорен к 8 годам колонии особого режима.
Сельский предприниматель Махамбет АЙШЕВ получил 7 лет лишения свободы, безработный Алишер ЖАНГАБАЕВ и глава крестьянского хозяйства Аслан ТАЙГЕРЕНОВ — по 6 лет, безработный Едиль КАДЫРОВ — 5 лет колонии.
Еще одного предпринимателя — Нуржана ДИСИНГАЛИЕВА освободили в зале суда, но наказали двумя годами ограничения свободы.
Егерский план
За этой историей Ratel.kz следит второй год. Мы уже рассказывали о суде над жителем Уральска Нургали БАЙТАКОВЫМ, которого задержали в апреле 2016 года на железнодорожном вокзале Уральска с крупнейшей в истории местного браконьерства партией сайгачьих рогов – 402 штуки.
Рога, напомним, затем таинственно исчезли из частной камеры хранения и до сих пор не найдены. Вот тогда журналистам пообещали: будет еще один громкий судебный процесс — в отношении тех, кто сайгу отстреливал.
Суд начался 28 ноября 2016 года и продлился почти три месяца. Обвинение в уголовном деле, где фигурировали сразу 7 браконьеров, строилось на результатах годовой слежки, записях телефонных разговоров подозреваемых и показаниях свидетеля — водителя джипа. Он заключил сделку со следствием, перешел в разряд свидетелей и избежал наказания.
Как сообщил журналистам судья Ермаханов, суду в деталях рассказали, по какой схеме в течение года – с апреля 2016 года по июнь 2017 – группа отстреливала сайгу.
По версии обвинения, егерь Садыков, зная, как передвигаются животные по территории области, сообщал об этом Айшеву — просил купить бензин и подготовить автомашины. Тот, в свою очередь, отзванивал остальным и с утра и на четырех машинах они выезжали в степь. Все проживали в райцентре Казталовка и рядом расположенном селе.
Браконьеры охотились в Казталовском, Джангалинском и самом отдаленном районе ЗКО – Бокейординском: он граничит с Волгоградской областью РФ. На охоту выезжали и в близлежащий аул Атырауской области.
За одну убитую сайгу – 3 миллиона
Как показал свидетель, которого в формате закрытых заседаний 10 дней опрашивал суд, за один выезд они убивали от 15 до 100 сайгаков. Отстреливали степную антилопу чаще предприниматель Айшев и безработный Жангабаев.
Сколько они смогли заработать на этом, в ходе процесса не подсчитывали, но свидетель сообщил: первую сумму лично он получил в размере 150 тысяч тенге. Следующее вознаграждение увеличилось вдвое – 300 тысяч, затем дошло и до миллиона тенге.
Никто из подсудимых свою вину не признал, кроме свидетеля-водителя. Ущерб государству от уничтожения 492 сайгаков составил 745 миллионов тенге.
Поясним, что с мая 2017 года, чтобы остановить массовое уничтожение краснокнижной сайги в Казахстане, размер ущерба за одного убитого самца был увеличен почти в три раза — с 1 миллиона 200 тысяч до 3 миллионов 405 тысяч тенге.
Во время обысков домов и служебных помещений ИП задержанных, полицейские обнаружили и изъяли мясо сайги, 288 рогов, 248 патронов, браунинг и 5 охотничьих ружей, 3 630 000 тенге, 6 джипов и 4 снегохода.
Автомашины и снегоходы судом конфискованы. Два снегохода судья вернул обратно. Куда сбывали рога и кто их покупал в Алматы, следствие так и не выяснило.
В ходе прений участвующий в деле прокурор Руслан ДЖУМАТАЕВ (на снимке) запросил для сотрудника «Охотзоопрома» Садыкова 11 лет колонии строго режима. Остальным — по 9 и 7 лет.
Никому не верим!
Само оглашение приговора началось с конфликта. Полный зал родственников и близких подсудимых агрессивно отреагировал на десант журналистов республиканских и местных СМИ: встретили возмущенными криками видео- и фотосъемку.
Их поддержала часть адвокатов. Охрана попыталась было заставить журналистов стереть уже отснятые фотографии, но отступила – такое решение должен выносить только судья.
— Что вам тут снимать? Все тут вранье — от начала до конца! — выпускали пар родные подсудимых. – Зачем журналистов пригласили? Напишут, что суд справедливый и вырежут что не надо…
Пришедший следом в зал судья Ермаханов работать с камерами разрешил.
Приговор подсудимые выслушали молча, хотя нервы у них не выдерживали: они то поднимали руки, показывая наручники родным, то смеялись, то не могли сдержать рыдания.
Вышли из зала все молча: родственников ошеломили реальные сроки наказаний.
А на улице согласились поговорить с журналистами.
Сайгу съедают
— У вас крестьянское хозяйство, вы же не последний кусок доедали, зачем вам рога понадобились? – спросили супругу осужденного на 6 лет предпринимателя Тайгеренова.
— Мы, домашние, не знали, что у нас рога хранятся. Он собирался продать их. Я понимаю: покупать и хранить рога незаконно. Но он не отстреливал, а только покупал рога. На суде следователи говорили, что год за ними следили, прослушивали их телефонные разговоры. И знали, когда они выезжали, когда отстреливали по 70, по 100 голов сайгаков! Но почему они не прекратили это? Почему не выехали, не поймали их, эти преступления не предотвратили? – возмущалась Асыл ТАЙГЕРЕНОВА.
Женщины также объяснили: во время процесса не стали обращаться в СМИ, надеясь, что судья вынесет более мягкое наказание.
— Нас еще предупредили – суд показательный и у вас ОПГ… — удивлялись они факту, что именно их мужья оказались на скамье подсудимых. – В каждой семье по трое, пятеро малолетних детей. Почему суд не учел это?
Из их рассказов следовало, что сайга в районах – прокорм.
— У нас в поселке все продают — и мясо, и рога сайги. Запросто в любой момент сайгачье мясо можно купить. А рога все ходят по степям собирают, затем продают, — сообщили женщины.
Почему судья вынес жесткий приговор браконьерам, представители СМИ спросили у самого Ермаханова.
— Потому что выживание сайги у нас актуальный вопрос, и вы знаете, этот вид исчезает. И только у нас в ЗКО обитает самое большее количество сайгаков – более 90 тысяч, — ответил судья. — А на всей территории Казахстана ее осталось всего около 150 тысяч голов. Я считаю, вина их доказана.
Ермаханов вынес также частное определение в адрес начальника ДВД ЗКО – навести порядок с кадрами.
В ходе уголовного расследования, как выяснилось на суде, со стороны следователя были допущены грубые нарушения уголовно-процессуального кодекса (УПК).
Приговор в законную силу не вступил и будет обжалован адвокатами.
К слову, Нургали Байтаков за сбыт рогов был осужден на 1,5 года лишения свободы и амнистирован.
Автор — Алла Злобина, фото автора.