В СМИ появилась новость о том, что адвокат Асель (Нурмахановна) Токаева предложила отразить в УК РК новый состав преступления — похищение с целью вступления в брак.
Тема похищения невест давно обсуждается в обществе, одни считают, что это дань традициям, другие уверены, что это мешает развитию Казахстана и подобное поведение невозможно в современном обществе.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался с адвокатами Жангельды Сулеймановым и Аманжолом Мухамедьяровым, чтобы узнать их позицию по поводу возможности применения нового состава преступления о похищении невест. Мнения юристов разделились.
Мы задали им 9 вопросов:
1. Поддерживаете ли вы идею создания отдельной статьи УК с меньшей мерой наказания за похищение невест?
2. К каким последствиям, на Ваш взгляд, могут привести нововведения – больше или меньше станет похищений?
3. Сможет ли принятие такой статьи защитить девушек от принудительных браков?
4. Сталкивались ли Вы лично с делами о похищении невест на своем профессиональном пути?
5. Известны ли вам случаи, когда по экономическим или другим соображениям родители невесты не противились или даже были в сговоре с похитителем, наказуема ли такая позиция родителей?
6. Считаете ли Вы, что запрет на похищение невест нарушает традиции казахского народа?
7. Мешает ли обычай кражи невест развитию Казахстана?
8. Как, на Ваш взгляд, уберечься девушке от похищения в качестве невесты и что ей предпринять, если она уже стала жертвой такого похищения?
9. Какую компенсацию от виновного может потребовать девушка, которая была похищена?
Жангельды СУЛЕЙМАНОВ, адвокат:
1. Касательно введения отдельной статьи за похищение невест я категорически против, потому что действующая статья 125 УК РК (похищение человека) полностью покрывает такие преступления в части их расследования и привлечения к ответственности. Абсурдная ситуация получится. Как будто бы невеста не является человеком. И уже сейчас есть хорошая практика, когда за такие похищения лица привлекались к уголовной ответственности, правда, не к реальному лишению свободы, а, как правило, к условному. Но это вызвано определенными традициями. Если же допустить, что будет особая еще статья, отдельная от похищения человека, то можно тогда дробить такую статью, как кража, например. Кража – это хищение предметов имущества, в мире существует 100 тысяч видов имущества, мы же не можем отдельно ввести за кражу мобильного телефона – одна статья, кража колбасы – другая статья, так можно до бесконечности. Поэтому еще раз хочу сказать, не надо ничего дробить, надо работать в рамках этой статьи.
2. Если введут такую отдельную статью, конечно, ситуация намного ухудшится. Но я уверен, что её не введут, поэтому мои рассуждения носят гипотетический характер. В случае введения данной нормы мы как бы даем право похищать невест. Там уже легче будет доказать, что похищение было с обоюдного согласия, что не было умысла на насильственное похищение. И этодаст определенный всплеск таким преступлениям. Либо количество преступлений останется, но при этом суды и следственная прокуратура будут расследовать их более лояльно к тем, кто совершил данное преступление, поэтому эффект будет один – отрицательный.
3. Конечно, девушек нововведение не спасет. Проблема же не в том, что есть статья или нет, или не в том, что мера наказания суровая или нет. Проблема в другом: независимо от наличия статьи девушки будут похищаться. Есть определенная возможность защититься от уголовного преследования, если девушку похитят против её воли, даже если похитит тот человек, с которым она не знакома, все равно, тут есть несколько моментов. Вопрос стыда, совести родственников, возможно, она согласится под убеждением своих родственников, может быть, и по внутреннему убеждению: ладно похитили, такова моя судьба. И никоим образом наличие статьи никак не спасет таких девушек.
4. Я адвокат по экономическим делам, поэтому ко мне обращались один раз с такой просьбой, но я не смог вести это дело, потому что не занимаюсь такими делами. Мне самому не известны такие истории, но знаю, что проблема существует.
5. Согласно традиции если девушку украли, то она уже не может быть возвращена в родной дом. И здесь есть понятие «уят», всем стыдно, как мы будем дальше жить. Но здесь эгоизм родителей и родных, конечно. Ради каких-то сомнительных ценностей, своих личных, они жертвуют судьбой девушки, её жизнью… Выходит, им безразлична ценность дочери как личности, это вызвано еще и тем, что институт любви не развит в таких обществах, как наше. Наверное, потому, что мы не являемся либеральной страной, являемся более традиционной страной. Ценностью у нас является не сама личность, а больше оценка общества. К сожалению, это и порождает давление родственников, чтобы девушка осталась в семье похитителя.
6. Много традиций существует у народа, начиная от отрубания рук за вороство, превращения в раба за кражу, кровная месть, око за око и так далее. Мы же отказались от таких традиций, потому что они не соответствуют нормам права. Мы светское государство, у нас есть такое понятие, как принцип верховенства закона, у нас закон регулирует отношения. Нельзя ни в коем случае в угоду традициям нарушать законы. Наоборот, нужно при помощи закона бороться с дикими обычаями. К которым и относится похищение невест. Я всегда говорю: если вы любите традиции, то давайте быть последовательными, давайте либо все будем соблюдать, либо ни одной, а не выбирать те традиции, которые нам удобны.
7. Сама по себе кража невест не влияет на развитие Казахстана. Слишком небольшая статистика краж, вряд ли это может мешать нашему развитию. Мешает другое, эти кражи — элемент сознания нашего общества. Какое-то бескультурье, я считаю, даже мракобесие. Если взять общую характеристику, то есть традиционализм, полагаю, это мешает, надо избавляться от вредных традиций.
8. Чтобы уберечь девушек, во-первых, надо проводить работу просветительскую, что воровать невест — преступление. Второе, должен быть показательный процесс, если приговорят людей, конечно. Третье: обязательно родители должны играть эту роль. Но, к сожалению, многие родители у нас некультурные. Четвертое: надо быть осторожным, если есть какие-то угрозы со стороны похитетелей. Если кто-то преследует, надо сразу сообщить родителям или в полицию. Пятое: стараться не ходить по таким местам, где нет людей, очень редко похищения случаются в центре города. Необходимо чаще говорить о том, что за действия похитителя может быть уголовная ответственность до 12 лет, возможно, это многих отрезвит.
9. Существует институт компенсаций за причинение морального вреда. А к моральному вреду относится любой стыд, неудобство, любые психологические страдания. Размер компенсации различается, в мире, например, можно запросить и миллион долларов за такие действия, у нас, в силу того что это сложное преступление и мотивы не очень ясные, можно запросить от 500 тысяч до 3 миллионов тенге, и суд действительно может назначить такую сумму.
Аманжол МУХАМЕДЬЯРОВ, адвокат:
1. Мое мнение: необходимо случаи с похищением девушек с целью вступления в брак квалифицировать по отдельному составу (такие примеры есть в Кыргызстане и Узбекистане). Само по себе похищение человека — опасное преступление как для отдельно взятого человека, так и для общества. Вместе с тем, считаю, нужно конкретизировать и более узко квалифицировать действия лиц, похищающих невест, с определением специального квалифицирующего признака – с целью вступления в брак. Мое мнение, так же как и мнение некоторых моих коллег, не связано с целью смягчить наказание за подобные деяния. Нужно отделять обычное похищение человека от похищения с целью вступления в брак.
2. Считаю, что введение специальной нормы, устанавливающей уголовную ответственность за похищение человека с целью последующего вступления в брак, наоборот, сократит количество краж невест, общество поймет, что законодатель закрепил конкретную ответственность за похищение невест. Сейчас многие наши граждане ошибаются, думая, что за похищение невесты им ничего не будет, что примирятся, слюбятся и т.п. и т.д. Из-за этого оказывается давление на родственников, на саму девушку, им грозят, их стыдят и т.п. При этом, если законодатель установит конкретную уголовную ответственность, определит данный вид правонарушения к тяжким преступлениям, никакие примирительные процедуры (отзыв заявления, примирение с потерпевшей стороной и т.п.) не позволят виновным лицам уйти от уголовной ответственности.
3. Введение данной нормы приведет к сокращению похищений невест, более конкретно защитит наших девушек от принудительных браков.
4. К сожалению, а может быть, и к счастью, в моей практике отсутствуют такие дела. Как мне известно, такого рода похищения часто происходят в южных регионах Казахстана, в сельской местности, в городе Астане такие факты мне неизвестны.
5. Нет, такие случаи мне не известны, так как кейсов с такими делами нет и не было.
6. По моему мнению, как мне известно, похищение невест в казахском народе практиковалось именно с целью избежания уплаты калыма, когда родственники против и т.п., но при этом с обязательным согласием невесты. Конечно, за такие похищения следовали все равно какие-то санкции в виде штрафов, тем более если эта девушка была ранее сосватана за другого человека.
7. Начнем с того, что кража невест нарушает права женщин на самоопределение, ограничивает их права и свободы. В результате кражи невесты, вступления с ней в принудительный брак ломается жизнь молодой девушки, ставится крест на ее будущем, не факт, что жизнь будет счастливой и прекрасной, ломаются мечты… С учетом этого похищение человека с целью вступления в брак — очень опасное для общества преступление. Считаю, что данный вид преступления возвращает наше общество в средневековье и мешает развитию Казахстана.
8. В случае похищения необходимо сразу же постараться сообщить об этом своим родственникам. В этот момент многое зависит от их быстрых и активных действий, это сообщение в полицию, установление местонахождения девушки и похитителей. Необходимо сразу же выйти на родственников «жениха» и предупредить их об уголовной ответственности за похищение. Самое главное – не бросать девушку на произвол судьбы и не ждать «гонцов от жениха», потирая руки в предвкушении получения суммы выкупа за невесту. Девушкам можно посоветовать: не теряться, не плакать, а просто объяснить положения статьи 125 Уголовного кодекса Республики Казахстан об ответственности за похищение человека.
9. Как таковой, размер компенсации за данный вид преступления не предусмотрен в законодательстве Казахстана. Все зависит от уровня перенесенных страданий, морального вреда, материальных затрат и т.п. Все определяется в гражданском иске, подаваемом потерпевшей стороной к виновному лицу в рамках уголовного процесса.
Екатерина Первушина
Фото rferl.org