Президент Казахстана на встрече с министром информации и коммуникаций объявил, что правительство и парламент отныне будут говорить на госязыке, передает Настоящее время.
Исполняя приказ, уже 27 февраля заседание правительства практически полностью прошло на казахском.
«Необходимо продолжить работу по повышению статуса казахского языка, — дословно заявил Назарбаев. — Деятельность парламента и правительства должна осуществляться на государственном языке».
«В то же время нельзя ущемлять права граждан в этом вопросе. Необходимо предусматривать для них возможности синхронного перевода», — заметил он.
27 февраля, когда кабинет министров Казахстана собрался на очередное заседание, оказалось, что госязыком в совершенстве владеют далеко не все министры. Аким Акмолинской области, к примеру, несмотря на заявление Назарбаева, делал доклад на русском. А другие выступающие, хотя и говорили на казахском, слайды к своим выступлениям на госязык перевести не успели.
Вообще, новость о том, что отныне в правительстве именно казахский язык будет основным, чиновников застала врасплох. Недавно назначенный министр труда и социальной защиты вообще не захотела общаться с журналистами на эту тему и убежала от них.
Руководитель нацхолдинга по управлению госактивами Айдар Арифханов признался, что уже два года подряд трижды в неделю посещает репетитора по казахскому.
«Поручение есть поручение, будем выполнять. Всегда теперь. Раньше были доклады половина на казахском, половина на русском.Сейчас будем говорить только на казахском», — заметил он.
Министр юстиции Марат Бекетаев, выпускник лондонской школы экономики, говорит в совершенстве владеет английским и сейчас подтягивает знание казахского.
«Ну, вы видите же сами, я учусь», — говорит он.
Бывший бизнесмен, а ныне министр образования Ерлан Сагадиев также заявил, что все чиновники должны совершенствовать свои знания:
«Я не думаю, что это произойдет в один день. К этому надо стремиться — это правильно и мы вот стараемся», — сказал он.
Казахский язык был признан государственным еще 29 лет назад, еще во времена Казахской ССР. Позже норма перекочевала в Конституцию независимого Казахстана. Но за более чем четверть века независимости это первое прямое высказывание Назарбаева по языку делопроизводства в правительстве и парламенте. Эксперты при этом не раз высказывали мнение, что казахский язык не получит всеобщего распространения, пока на нем не заговорит политическая элита.
Автор словарей «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков говорит, что сегодня «поезд казахского языка тронулся, и кондуктор дал отмашку»:
«Это объявлялось не раз и не два. Есть люди, которые остались на перроне, которые ранее не прилагали усилия изучать казахский язык. Это их выбор», — замечает он. Он напоминает, что Казахстан оставался единственным государством Центральной Азии, где не все коренные жители владели родным языком. Но значимость казахского языка возрастает именно сейчас, так как страна готовится к переходу на латинский алфавит.
Впрочем министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, который и общался с Назарбаевым, сказал, что санкций за использование русского для чиновников пока не будет:
«Я думаю, что все руководители государственных органов владеют государственным языком. Но, если им удобно доносить свою мысль на русском — их никто не будет преследовать», — пообещал он.