В Астане в Казахском Национальном университете искусств на кафедре «Кино и ТВ» состоялся первый в Казахстане показ фильма Мажита Бегалина «Это было в Шугле», передает ИА «ZhambylNews» со ссылкой на АО «Казахфильм».
Данная картина была снята в 1955 году, но в СССР прошла в ограниченном прокате. На сегодняшний день ее единственная копия (контратип) хранится в Госфильмофонде Российской Федерации в «Белых столбах».
В 2017 году исследователь творчества Мажита Бегалина – режиссер-документалист Евгений Лумпов организовал акцию «Возвращение фильма домой» в рамках которой были собраны средства на оцифровку фильма и изготовление DVD-копии. Картина вернулась на родину и будет демонстрироваться всем желающим в рамках некоммерческих показов.
– О том, что фильмы Мажита Бегалина могут храниться в «Белых столбах», я узнал от его родного брата – Касыма Сапаргалиевича Бегалина. Я сделал официальный запрос и узнал, что фильм «Это было в Шугле» имеется в хранении Госфильмофонда. Тогда я организовал акцию, в рамках которой распродавал свой сборник стихов, чтобы собрать деньги на оцифровку. Откликнулись десятки людей, и это яркое свидетельство того, что в нашей стране многие заинтересованы в том, чтобы культурное наследие возвращалось на родину. Я благодарен каждому, кто отозвался, – сказал Евгений Лумпов.
На показе присутствовали студенты и преподавательский состав университета, в числе которых киновед Назира Мукушева, кандидат искусствоведения, доцент Ардак Юсипова, художник Асхат Ахмедьяров и оператор Талгат Тайшанов.
– Это знаменательное событие для всех кинематографистов Казахстана. И очень отрадно, что первый показ первого фильма выдающего режиссера Мажита Бегалина проходит именно в кинозале имени Шакена Айманова. И хочу отметить что показ прошел в честь 20-летия Казахского Национального Университета Искусств. Наш университет продолжает, знакомит своих студентов не только с историей казахского кино, но современного кино тоже, – сказал заведующий кафедры «Кино и ТВ» Талгат Тайшанов.
По словам Евгения Лумпова, эта картина, не столь выдающаяся с художественной точки зрения, как каноничные работы Бегалина («Его время придет», «Песнь о Маншук», «За нами Москва»), однако весьма ценная с точки зрения понимания процесса формирования режиссерского стиля. В ней присутствуют зарождающиеся элементы поэтики и изобразительных решений, которые Бегалин разовьет в последующих картинах.
В съемках картины приняли участие такие видные деятели казахского кино как сценарист Абдильда Тажибаев («Джамбул», «Батыры степей»), оператор Александр Фролов («Разгром Японии», «Советский Казахстан»), художник-постановщик Кулахмет Ходжиков («Меня зовут Кожа», «Земля отцов»), композитор Евгений Брусиловский («Его время придет», «Тишина»). Главные роли в фильме исполнили известные актеры Идрис Ногайбаев («Первый учитель», «Кыз-Жибек»), Кененбай Кожабеков («Меня зовут Кожа», «Султан Бейбарс»), Шахан Мусин («Степные раскаты», «Тридцатого уничтожить»), Елубай Умурзаков («Амангельды», «Песни Абая»), Бибигуль Тулегенова («Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке»), Олеся Иванова («Молодая гвардия», «Кин-дза-дза!»), Серке Кожамкулов («Девушка-джигит», «Сказ о матери») и другие.
О фильме: По сюжету фильма, в колхозе «Шугла» двадцать лет работает председателем Тельгара Темирбеков. Он организовал этот колхоз. Благодаря его стараниям и умению, колхоз экономически окреп, стал одним из передовых в районе. Но в последние годы Тельгара круто изменился: зазнался, перестал слушать и уважать колхозников, окружил себя подхалимами. Это не могло не сказаться на деятельности колхоза. Падеж скота стал частым явлением, снизилась урожайность зерновых культур. Молодой агроном Бахытжан, ветфельшер Ксюша, опытный колхозник Жанас ведут решительную борьбу с Тельгарой Темирбековым. Их поддерживает секретарь райкома партии Рустемов. Благожелательная, принципиальная критика помогла ТельгареТемирбекову глубоко осознать свою ошибку.
Справка о режиссере:
БЕГАЛИН Мажит Сапаргалиевич /22.02.1922 — 03.05.1978/, кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1966), Лауреат премии им. А. Довженко (1972). Член Союза кинематографистов СССР (1957). Родился 22 февраля 1922 года в ауле №13 Абралинского района Семипалатинской области. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии в 1948 году (маст. С. Герасимова).
Участник Великой Отечественной Войны. В ноябре 1942 года был тяжело ранен на Калининском фронте. Демобилизовавшись, в 1943 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Работал режиссером-практикантом на художественных фильмах «Молодая гвардия» (реж. С. Герасимов), «Падение Берлина» (реж. Чиаурели). В 1950 году М. С. Бегалин переходит в штат Алма-Атинской киностудии, где работает вторым режиссером на фильме «Джамбул». С 1953 года он приступил к самостоятельным кинопостановкам.
«В центре внимания каждого фильма Бегалина стоит яркая незаурядная личность. Это не случайно. С проблемой личности сопряжены все размышления режиссера, тяготение к той или иной теме, эпохе. В понятие «личность» Бегалин вкладывает не просто качественную оценку тех или иных достоинств человека. Как художник он видит в ней отражение характера времени, его духовного и нравственного потенциала. К какому бы периоду истории ни обращался в своем творчестве режиссер, он всегда думает: кто, какой герой достоин стать его лучшим выразителем?» (Л. Енисеева. Фильмы Мажита Бегалина. Лен. смена. 23 июня 1974 г.). Так родились его фильмы «Его время придет», вышедший за рамки традиционных биографических картин и открывший нашему современнику интересную страницу истории взаимоотношений казахского ученого-демократа с прогрессивными людьми разночинной России, «За нами Москва» — рассказывающий о событиях, подготовивших подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев и отважных полководцах — генерале Панфилове и командире одного из полков Бауржане Момыш-улы; «Песнь о Маншук» — фильм-размышление о поколении, чья молодость была отдана войне, «Следы уходят за горизонт» — где поэтически переплетается рассказ о суровой жизни животноводов и романтическая история любви. Последний фильм Мажита Бегалина «Степные раскаты («Уральск в огне»), снятый в 1975 году «лег на полку», потому что чиновники от культуры и бюрократы от кино, несогласные с концепцией автора в трактовке событий уральской обороны — одной из важнейших страниц истории Казахстана, требовали бесконечных переделок и поправок. Эта душевная травма подорвала здоровье и жизненные силы Художника — он ушел из жизни, полный творческих замыслов, не получив должного понимания и оценки своего замечательного творчества, но своими светлыми и жизнеутверждающими фильмами оставил яркий след в киноискусстве Казахстана.
Мажит Бегалин — один из организаторов Союза кинематографистов Казахстана; в составе его Секретариата он состоял более 14 лет. Он был членом Правления Союза кинематографистов СССР, избранного на Первом Учредительном съезде в Москве.
В 2007 году ему присвоен титул «Экран Шебері».
Фильмография. Снял художественные фильмы: «Это было в Шугле» (АК, 1955), «Его время придет» (АК, 1957), «Возвращение на землю» (АК, 1959), «Следы уходят за горизонт» (КФ, 1964), «За нами Москва» (КФ, 1967), «Песнь о Маншук» (КФ, 1969), «Степные раскаты» («Уральск в огне», КФ, 1975).
Работал также на фильмах: «Молодая гвардия» («Мосфильм», 1948), «Падение Берлина», («Мосфильм»), «Джамбул» (АК, 1952), «Лесная баллада» (КФ, 1972, худ. рук.), «Клад Черных гор» (КФ, 1978, худ. рук.).