В МОН ответили на жалобы об аттестации учителей

0 24

Депутат Мажилиса Ирина Смирнова озвучила обращение учителей с жалобами на Министерство образования и науки, передает корреспондент Tengrinews.kz.

«Поводом запроса послужило массовое обращение учительской общественности к депутатам. Зачастую, министерство продолжает проводить реформы без учета мнения самих учителей, родителей, экспертов в области школьного образования, вопреки соблюдению академического календаря. Позвольте зачитать фрагмент обращения педагогов в адрес депутатов Мажилиса Парламента, которое подписали около тысячи учителей: “За последние годы система образования нашей страны претерпевает существенные изменения: переход на 12-летнее образование, обновление содержания, внедрение полиязычия, новые формы оценивания результатов обученности и итоговой аттестации. А также новые правила аттестации педагогических кадров. Они введены с текущего года”. Но формы и методы введения, требования, взволновали учителей», — обратилась с запросом депутат Смирнова к премьер-министру.

В обращении также говорится, что тестирование, как для учителей, подавших заявления на повышение и подтверждение категории, так и для педагогов, подавших заявления на присвоение нового статуса, проводится одновременно.

«Тестирование организовано в основном в областных центрах. Это большой поток учителей, подавших заявления, материальные расходы на проезд, проживание. Почему оно не организовано в пунктах тестирования по месту проживания? Тестирование запланировано на самый конец учебного года, в дни проведения переводных и государственных экзаменов. Каким образом педагог может одновременно находиться на экзамене и в пункте тестирования? По новым правилам, учителя должны подтверждать квалификацию не по практикуемому предмету, а по специальности, указанной в дипломе. Но как учитель, всю профессиональную деятельность практиковавшийся, к примеру, по английскому языку сдаст тесты еще и по немецкому, если специальность по диплому «Учитель английского и немецкого языков?», — зачитала обращение депутат.

Как сообщила директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Шолпан Каринова, для педагогов сферы дошкольного, дополнительного, технического и профессионального образования осталась прежняя система аттестации.

«Новая аттестация коснется только педагогов школ и исключительно по желанию самих учителей. Если учитель желает повысить свою квалификацию и получать доплату за категорию по новой системе с 1 сентября 2018−2019 учебного года, он подает заявление в аттестационную комиссию. Не желает — не подает, и живет, работает, как прежде, со своей имеющейся категорией, которая остается и действует. Или же может пройти в ноябре тестирование и получить категорию с получением уже с 1 января новой доплаты в размере от 30 до 50 процентов от оклада», — сообщила Каринова.

Она отметила, что если раньше аттестацию педагоги могли проходить раз в году, то при новой системе 2 раза в год предоставляется возможность прохождения аттестации и соответственно получения новой надбавки. По ее словам, это тоже улучшает положение учителя. Аттестация состоит из двух обязательных этапов: национальное квалификационное тестирование и комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности педагогов.

«При этом, учителя, которые подлежали очередной аттестации в 2018 году (присвоение новых и подтверждение действующих категорий — прим.автора), прошли аттестацию по старой форме до 1 апреля 2018 года. Присвоенные и подтвержденные категории будут действительны до 2023 года, то есть в течение 5 лет. Поэтому подтверждения категории в текущем году по новой системе не будет ни у одного учителя. Так что заявления госпожи Смирновой и здесь не соответствуют действительности. Будет только присвоение новых категорий — «педагог-модератор», «педагог-эксперт», «педагог- исследователь», «педагог-мастер», — добавила она.

По данным ведомства, прохождение национального квалификационного тестирования организовано на базе 64 пунктов проведения ЕНТ, которые расположены в областных и районных центрах 26 и 28 мая текущего года.

«Вообще само тестирование педагогов при аттестации — процедура не новая, ведь и при старой системе, когда учителя досрочно проходили аттестацию, сдавали квалификационное тестирование только в пунктах, которые расположены в областных центрах. И вопросы отдаленности не задавались учителями, а здесь их количество с 16 увеличено до 64 населенных пунктов», — прокомментировали в министерстве.

В МОН также заявили, что для проведения квалификационного тестирования выбраны оптимальные сроки, когда завершился учебный год, выставлены годовые оценки, подведены итоги учебного года и пока еще не началась итоговая аттестация в выпускных классах и у учителей не начались отпуска, которые длятся достаточно долго — 56 календарных дней.

«Если бы даже педагог по графику проходил квалификационное тестирование 28 мая, то экзамен в школе в этот день может быть перенесен на другую дату. Кроме того, необходимо отметить, что в данные сроки проходят экзамены, которые принимаются государственной комиссией, а не отдельным учителем, а задания предоставлены министерством. По обновленным же программам обучения переводные экзамены вообще не проводятся», — отметили в ведомстве.

«Не соответствует истине и то, что учителя обязаны сдавать два предмета. Так, учителя, у которых в дипломе два предмета указаны как одна специальность, имеют право пройти аттестацию по двум предметам одновременно, и повысить квалификацию, получать доплату сразу по двум предметам, например “учитель химии и биологии”, “Учитель истории и географии”, “учитель математики и информатики” и так далее. Необходимо отметить, что данные педагоги очень востребованы в школах. Кроме своих основных часов эти педагоги могут замещать временно отсутствующих педагогов, вакантные часы. В условиях малокомплектных школ из-за дефицита педагогических кадров учебная нагрузка данных педагогов в течение одного учебного года меняется в сторону увеличения. И учителям выгодно пройти аттестацию по двум предметам одновременно», — заявили в министерстве. Но, по данным МОН, если учитель в дипломе имеет одну специальность по двум предметам, но ведет в школе только один предмет длительный период и не желает преподавать по второму предмету, он имеет право пройти аттестацию по одному — преподаваемому предмету. При этом он повысит квалификацию и будет получать доплату только по одному предмету. Это все четко прописано в правилах.

«Но учителя задают и другой вопрос, как быть, когда, к примеру, учитель математики на протяжении многих лет ведет математику только в 5−7 классах, и не ведет в 8−11 классах, он забывает программу математики в старших классах. Наиболее часто учителя задают вопросы, почему вся база тестов национального квалификационного тестирования не находится в свободном доступе. Но это бы значило, что педагог методом “зубрежки” будет готовиться к тестированию и ожидать от него повышения качества преподавания, связанную с повышением квалификационной категории, не приходилось бы. Иными словами, это была бы профанация качества и педагогического уровня», — заключили в МОН РК.

Отмечается, что в республиканских газетах «Егемен Қазақстан», «Білімді ел — Образованная страна» напечатаны варианты тестов по всем предметам на казахском и русском языках.

«На сегодня более 60 тысяч учителей добровольно подали заявление на участие в квалификационном тестировании. Это значит, что учителя знают свои предметы, ценят свою работу и доказывают свой профессионализм, хотят получать достойную повышенную заработную плату. Тем более, что новую аттестацию педагоги обсуждали весь год. Кроме того известно, что при обсуждении этих правил участвовали и сами депутаты, знающие сферу образования», — сказала Шолпан Каринова.

Leave A Reply

Your email address will not be published.