В рамках реализации проекта «Гражданский контроль» был проведен социологический опрос с целью изучения уровня восприятия населением коррупции в деятельности Специализированного Центра обслуживания населения филила НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Жамбылской области, отдела регистрационно-экзаменационной работы Управления административной полиции Департамента внутренних дел Жамбылской области, а также в деятельности медицинского центра ТОО «Проф Мед» в части прохождения медицинского осмотра на право получения водительского удостоверения.
Результат проведенного социологического опроса показал, что из вышеперечисленных учреждений, уровень восприятия населением коррупции соответствует следующим показателям: — спецЦОН – 20%; — ОРЭР УАП ДВД – 24%; — Медцентр – 56%.
Приведенная статистика показала, что наиболее подверженным коррупционным проявлениям является Медцентр – 56%.
Итоги проведенного социологического опроса послужили поводом для проведения общественным объединением мероприятий методом «тайный покупатель», с целью выявления фактов коррупционных правонарушений, в том числе «бытовой» коррупции.
В ходе мониторинга деятельности вышеуказанных организаций было установлено, что согласно правилам проведения медицинского осмотра лица, претендующего на получение права управления транспортными средствами, повторного медицинского осмотра водителя механических транспортных средств, утвержденных Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 марта 2013 года №166, необходимо прохождение медицинского осмотра, а также получение медицинской справки формы №083/у.
В свою очередь, для прохождения медицинского осмотра требуются положительные заключения врачей Медцентра. Дополнительно по итогам медицинского осмотра требуются положительные решения работников Жамбылского областного наркологического диспансера, а также Жамбылского областного психоневрологического диспансера.
По результатам проведенных мероприятий методом «тайный покупатель» выявлено, что работниками Медцентра и работниками Жамбылского областного психоневрологического диспансера выдаются соответствующие положительные заключения за определенное денежное вознаграждение.
К примеру, врачом-окулистом Медцентра дано положительное заключение за денежное вознаграждение в сумме 1000 (одна тысяча) тенге, в то время как обратившийся сообщил о проблеме плохого зрения.
Аналогичным образом действует и работник Жамбылского областного психоневрологического диспансера, который за денежное вознаграждение в сумме 1000 (одна тысяча) тенге собственноручно заполнил бланк прохождения психологического теста, без участия обратившегося.
В подтверждение изложенного имеются медицинская справка формы №083у с положительным заключением врачей, а также видеоматериалы, снятые общественным объединением.
Все материалы по указанным фактам общественным объединением представлены в Департамент Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Жамбылской области (далее-Департамент).
По результатам антикоррупционного мониторинга установлено, что Медцентр не является государственным учреждением и не имеет долю государственного участия.
Однако в действиях вышеуказанных сотрудников усматриваются признаки использования своих служебных положений, с целью получения незаконного денежного вознаграждения, путем обмана граждан, тем самым нарушаются нормы законодательства Республики Казахстан.
В связи с чем материалы по указанным фактам были дополнительно направлены в компетентные органы Жамбылской области о принятии соответствующих мер наказания за неправомерные действия сотрудников вышеуказанных учреждений.
Вышеуказанные факты были рассмотрены на заседании специальной мониторинговой группы (СМГ) Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Жамбылской области 29 июня этого года.
Департамент Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Жамбылской области