Как школьный психолог усугубил состояние девочки, едва не ставшей жертвой насилия в Алматы
Редакции Zakon.kz стало известно о попытке изнасилования 14-летней школьницы 19-летним парнем в Алматы. Ситуация пугающая, но еще страшнее, когда окружающие взрослые специалисты не сохраняют конфиденциальность и свой профессионализм.
Как рассказала мама 14-летней девочки, все произошло 26 сентября. Она отсутствовала в городе, а поскольку ребенка женщина воспитывает одна, то на момент своего отсутствия оставила дочку под присмотром крестной мамы. Спустя пять дней женщина вернулась домой и по состоянию девочки поняла, что что-то произошло.
«Я ей сказала, доча, что случилось? Я вижу же что-то не так. Она сначала не хотела мне все это рассказывать, но потом расплакалась и выдала произошедшее», — рассказала она.
Девочка часто гуляла после школы на Арбате с друзьями, там же она и познакомилась с 19-летним парнем. 26 сентября у него был день рождения, и он позвал ее домой якобы для знакомства с родственниками.
«Он завел мою дочь обманным путем к себе на квартиру. Предлог был таков, что у него день рождения, и он хотел бы познакомить ее со своими родственниками и отметить дома с тортом. Она ничего не подозревала. Но вместо домашней посиделки в кругу родных они оказались дома вдвоем. Он пытался снять с нее одежду. Дочка держала свои штаны и не давала их спустить, она отбивалась, как могла и в итоге убежала оттуда», — вспоминает мать.
Как только все выяснилось, они побежали в полицию писать заявление.
«Была очная ставка, было море унижений, в присутствии матери унижал не следователь, а представьте себе психолог, которая присутствовала на допросе! Она была не психологом, а жандармом! Вы можете себе представить профессионального психолога, который дает оценку действиям потерпевшей, сидя в кабинете следователя? Ей 14 лет, ему 19 лет, психолог всей своей массой заявляет: а о чем ты думала? То есть не он думал, а вернее планировал изнасилование, а она о чем думала? Неужели не понимала, что ее хотят изнасиловать? Да, вот представьте себе, не понимала, и даже если допускала такую мысль, она умеет драться и верила в свои силы! После случившегося девочка остригла себе волосы» — высказалась лидер движения #НеМолчиKZ Дина Смаилова.
Дине Смаиловой удалось выяснить, что парень даже не планировал знакомить ее с родными, так как он является выпускником детского дома. Мать девочки опасается, что он сможет избежать наказания по ряду причин. Редакция намерена взять комментарий у городской полиции по данному делу.
Кроме того, по словам матери, школьный психолог, не сохранив конфиденциальности, оповестила о случившемся третьих лиц.
Мы проконсультировались с действующими специалистами по поводу того, как должны в таких случаях работать психологи.
«В работе с людьми, пережившими психологическую травму, важно создать безопасную атмосферу, потому что ребенок начинает чувствовать недоверие к тем людям, которым должен доверять. Психологу нельзя допустить того, чтобы ребенок снова пережил эту травму. Дать ему возможность и время перенести эти переживания в пространство кабинета специалиста. Мы не давим на ребенка, мы идем вслед за ним, потому что, если он пережил насилие, то это проявится в игре или рисунках. И только после этого следует выяснять, что чувствует ребенок. Напрямую задавать вопросы о том, зачем девочка пошла гулять со взрослым мальчиком и тому подобные, нельзя. Такие вопросы усиливают ту вину, которая и так есть у ребенка. Дети устроены так, что их мир вращается вокруг их «я». Многие события они трактуют через себя. Если родители разводятся, ребенок думает, что это он что-то не так сделал. Если меня изнасиловали, наверное, это я в чем-то провинился. Важно не сформировать в ребенке чувство, что он каким-то образом виноват в насилии, и не давать оценку», — сказала психоаналитически-ориентированный психолог Оксана Гулак.
По ее словам, основная задача психолога сохранить конфиденциальность, чтобы другие не знали об этом.
«Для ребенка очень важно сохранить это в секрете от одноклассников и других лиц. Поэтому дети не любят обращаться к школьным психологам, так как вопрос конфиденциальности остается под вопросом. Ребенок должен знать, что все, что он расскажет психологу, не будет использовано против него. Если что-то будет происходить, его предупредят, что не появятся внезапно полицейские и не устроят очную ставку», — продолжила Оксана.
Почему ученики редко обращаются за помощью к школьному психологу, пояснила Инна Сапарова.
«К школьным психологам лучше вообще не обращаться. Школьные психологи очень сильно зависят от директора, поэтому они не могут быть достаточно независимыми. Они вынуждены защищать честь школы. Подобные события ложатся черным пятном на школу. Чтобы как-то оправдаться, ищут виноватого, а виноватый – это тот, кто рядом, поэтому давление может идти как на девочку, так и на маму. Компетенция школьных психологов больше специализируется на том, чтобы ребенок хорошо учился, отношения с одноклассниками были в порядке. Это называется педагогическая психология», — отметила психолог Инна Сапарова.
В пятом стандарте Этического кодекса психологов РК говорится о том, что главной обязанностью этих специалистов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем приходится работать.
Национальная Ассоциация психологов Казахстана при нарушении психологом Этического кодекса может применять следующие санкции: общественное порицание, исключение из членов ассоциации, сообщение о нарушении всем заинтересованным сторонам. В случае серьёзных нарушений Этического кодекса ассоциация может ходатайствовать о привлечении психолога к суду.
«В Уголовном кодексе Республики Казахстан, согласно статье 147 п.4, есть ответственность за распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, либо причинение существенного вреда правам и законным интересам лица в результате незаконного сбора или обработки иных персональных данных «, — прокомментировал адвокат Серик Айтбаев.
За нарушение этой статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Мать пострадавшей девочки также хочет привлечь к ответственности психолога.
Асема Тунгушбаева