Об этом Капитал.kz рассказал эксперт по креативной экономике Дэвид Пэриш.
В качестве одного из способов для мира выйти из кризиса известные эксперты, например, профессор Шанхайской школы креативности Джон Хокинс, называют переход от традиционной к креативной экономике. Крупные экономики не упускают возможность и действуют в этом направлении. Например, в Китае работает огромный Парк креативной индустрии. При этом для талантливых людей начать свой бизнес не так уж и дорого, заверил «Капитал.kz» во время интервью международный эксперт по креативной экономике, автор книг по креативному предпринимательству Дэвид Пэриш.
— Креативная экономика сейчас популярная тема. Но можно ли как-то определить степень ее доходности?
— Это проблема для экономистов, если они пытаются посчитать уровень доходности креативных индустрий в любой стране. Потому что у разных стран существует разное понимание, какие индустрии стоит включить в креативную экономику. Необходимо для начала определиться с этим, потом подсчитывать доходность в каждой из них, а после суммировать на уровне макроэкономики.
— Есть ли смысл в одной стране предлагать способы развития креативной экономики, которые сработали в другой стране? Ведь то, что эффективно здесь, может не сработать в другом месте.
— Базовые основы бизнеса везде одни и те же. В Колумбии мне говорили, что у их бизнеса три проблемы: финансирование, эффективный маркетинг и соблюдение прав на интеллектуальную собственность. И я сказал, что они не такие уж и особенные, потому что эти проблемы характерны для многих государств. Кстати, что касается маркетинга, то креативные индустрии не могут найти для себя достаточно клиентов, или правильных клиентов. Бизнес может взять за основу то, как, например, работает краудфандинг в Китае, сохранить саму идею и реализовать ее в своей стране немного иначе.
— Расскажите о ваших клиентах. Кто они?
— Традиционно я работаю через агентства, которые поддерживают креативные индустрии. Например, я сотрудничаю с городским советом Ливерпуля, который затем поддерживает всю креативную индустрию города. Или в Казахстане я сотрудничаю с Impact Hub (создан компанией Chevron и фондом «Евразия». — Ред.), который поддерживает креативных предпринимателей Алматы. Кроме того, я работаю с компанией La Ola Naranja в Колумбии. Она организовывает конференции в сфере креативной экономики. Еще один мой клиент — Министерство культуры Чили.
— Вы впервые приехали в Казахстан, для кого вы будете читать лекции?
— В первый день была открытая лекция в пространстве Smart Point Аlmaty. На ней присутствовало около 100 человек из числа предпринимателей. Во второй и третий день была лекция для участников проекта Art2B — это инкубатор для творческих людей. В течение следующих трех дней будут лекции для студентов Казахстанско-Британскоготехнического университета, университета Нархоз и KIMEP. Моя задача — помочь креативным людям понять и проработать их стратегию развития, вывести их талант монетизировать.
— Как, например, можно помочь киностудии «Казахфильм» стать успешной, сделать ее картины популярными?
— Первое, что можно сделать — изменить свой продукт под нужды аудитории, либо просто найти другую аудиторию для своей продукции. На самом деле нужно смотреть на политику компании. Индивидуальному художнику можно сказать, что никому не нравятся его абстрактные работы, делай что-то в стиле ИКЕА, и люди станут это покупать. Но компаниям я скажу: «Найдите того клиента, которому понравится то, что вы делаете». Креативная индустрия — это не про то, что мы должны отвечать на запросы масс-маркета.
— У любого бизнеса рано или поздно встает вопрос о том, где взять деньги на развитие. Вы даете ответ на него?
— Их несколько. Во многих креативных индустриях барьер входа на рынок очень низкий. Если вы хотите быть фотографом, делать какие-то небольшие фильмы, то для покупки оборудования сейчас достаточно $2 тыс. Хотя 50 лет назад снять фильм стоило миллионы долларов. Сейчас все стало более демократично. В UK уже можно обойтись без помощи банков, одна из возможностей для этого — краудфандинг. Я знаю примеры, когда делали фильмы, театральные постановки, выпускали книги, используя этот инструмент. Другим способом является краудлендинг, когда мелкие предприниматели не берут, а занимают деньги у нескольких небольших инвесторов. В Ливерпуле есть компания, выпускающая фильмы, которая решила купить оборудование стоимостью $20 тыс. И вместо того, чтобы пойти в банк, она воспользовались услугами толпы и 20 человек заняли ей по $1000. Другой уровень — компании, которые быстро растут и там другие размеры инвестиций. Они используют венчурный капитал. Очень похоже на то, что мы читаем про Силиконовую долину.
— Какой у вас гонорар?
— Он очень высокий. Если говорить о выступлениях на конференциях, это могут быть десятки тысяч долларов. Для небольшого тренинга — это $3−5 тыс.