«Серый импорт» в страны ЕАЭС: как Казахстан борется с контрабандой
Проблема контрабанды, идущей через Казахстан и Кыргызстан в страны ЕАЭС, остро проявила себя в конце 2018 года.
Исследования экспертов и парламентское расследование показали, что в прошедшие годы более половины товаров из некоторых стран ввозились в Казахстан нелегально, в обход таможенных сборов. Например, «серый импорт» из Китая в РК в 2017 году составил более 6 миллиардов долларов и превысил стоимость легально ввозимых товаров. В 2018-м — не менее 4 миллиардов. Также обнаружились признаки сокрытия существенной части импорта из Швейцарии, Польши и ряда других стран.
Нарушения, вскрытые путем перекрестного анализа таможенной статистики Казахстана и стран-поставщиков, нельзя объяснить отличиями правил учета. Подобные расхождения отсутствуют в торговле с Китаем России и большинства других стран, а равно — на иных направлениях казахстанской внешней торговли.
Энергичные меры Казахстана
После публикации в ноябре 2018-го докладов НКО «Transparency Казахстан» и Евразийского аналитического клуба, показавших огромную «недостачу» в таможенной статистике Казахстана, проблемой занялась группа сенаторов во главе с Даригой Назарбаевой. В декабре они обратились в Минфин и другие профильные структуры с запросом о проверке данных о серых схемах и вероятной коррупции в таможенных органах. Парламентарии подчеркивают, что контрабанда ведет к существенным потерям республиканского бюджета из-за невыплаченных таможенных сборов.
Комитет государственных доходов (КГД) завил о том, что намерен серьезно проверить полученные данные. В частности, на основе идентифицированных экспертами товарных групп наибольшего риска было выделено 53 участника внешнеэкономической деятельности, чьи операции подлежат тщательной проверке. Если отработка полученных сигналов пройдет так же энергично — есть реальные шансы быстро изменить на границе ситуацию к лучшему.
Необходимо напомнить, что осенью 2018-го сменился руководитель КГД. Этот пост занял бывший сотрудник администрации президента Марат Султангазиев, назначение которого многие связали с политическим решением властей укрепить порядок в таможенном деле. По новостным сообщениям, в последнее время участились случаи ареста партий контрабандных товаров на грузовом терминале «Хоргос».
Как будет дальше развиваться ситуация в республике? Можно попытаться спрогнозировать на примере успехов и неудач соседнего Кыргызстана. За борьбу с контрабандой в республике взялись еще в начале 2018-го, после смены руководства страны.
В Кыргызстане доля контрабанды в товарном потоке прошлых лет из КНР достигала 60−70%, или 3,5−4 миллиардов долларов в год. Республика сталкивается с острым бюджетным дефицитом, и наведение порядка на границе — реальный способ решить финансовые проблемы.
За прошедший год по обвинению в коррупции были арестованы бывший начальник таможенной службы Адумкул Жунусов, бывший замглавы ТС Замирбек Ниязалиев, руководство нескольких региональных таможенных управлений. В отставку был отправлен другой зампредседателя ГТС — Раимбек Матраимов, которому пресса приписывала огромное политическое влияние и финансовые возможности.
Кыргызстану действительно удалось в первые два месяца 2018 года увеличить объем регистрируемых товаров на 50%, а таможенные сборы — на 67,9%. Однако к концу года атака на контрабандные схемы, по мнению многих, захлебнулась. Объем таможенных сборов вновь упал ниже плановых показателей, что уже вызвало серьезные споры о сложившейся ситуации на уровне высшего руководства страны.
Безусловно, определенные кадровые решения и следственная проверка в отношении чиновников таможни в Казахстане будут неизбежны, ведь уровень нарушений говорит как минимум о халатности ряда руководящих работников. Но кыргызстанский опыт показывает, что одной кампанией невозможно полностью устранить складывавшиеся годами криминальные схемы. Необходимы и фундаментальные решения, которые бы сделали контрабанду невозможной или хотя бы достаточно сложной.
Общие евразийские задачи
В настоящий момент на уровне ЕАЭС внедряется общая маркировка ввозимых импортных товаров, которая исключила бы оборот незаконно ввезенной продукции. Можно напомнить опыт обязательного чипирования меховых изделий в России, которое позволило вывести из тени минимум 20% операторов, работающих на рынке, и в шесть раз увеличить объем легальной торговли меховой одеждой в стране. А это означает рост доходов бюджета, новые проекты развития и социальные программы.
Кроме того, уже год обсуждается создание общей таможенной службы ЕАЭС, или в минимальном варианте — введение перекрестного контроля на внешних границах Союза. В декабре 2017-го в пользу подобной инициативы высказывались президенты России, Казахстана и Кыргызстана, однако реально воплощения она пока не получила. Во многом из-за того, что в ЕАЭС пока отсутствует надлежащая правовая база.
Так или иначе, но проблема контрабанды и незаконные торговые схемы — общий вызов для евразийских государств. По правилам ЕАЭС таможенные сборы всех участников собираются в общий фонд и распределяются на пропорциональной основе. Поэтому союзники не могут игнорировать проблемы контрабанды на границе с КНР. В этой связи вероятны общие проекты по борьбе с ней, помощь находящимся на переднем рубеже обороны Казахстану и Кыргызстану техникой и специалистами.
Пресечение «серой торговли» и рост таможенных сборов должны стать общим успехом.