Что будет с экономикой Казахстана в 2019 году: мнения экспертов
Казахстанские эксперты сделали прогнозы на 2019 год, порассуждали о внешних факторах, которые скажутся на экономике страны и назвали условия, при которых она может быть спасена, передает NUR.KZ.
Мадияр Кенжебулат, ведущий научный сотрудник института экономических исследований:
— Наш базовый прогноз сходен с прогнозом Министерства национальной экономики Казахстана — это рост ВВП на 3,8%. Примерный экономический рост будет в пределах этого уровня. Это при базовом развитии, если все внешние факторы будут примерно так же развиваться, как на данный момент. Казахстан является малой открытой рыночной экономикой, поэтому многие внешние шоки влияют на нашу экономику.
Если будет ужесточение санкций в отношении России, например, по иранскому образцу, то, соответственно, экономический рост в Казахстане также будет корректироваться. Если будет усугубление американско-китайской торговой войны, то это тоже окажет на нас определенное влияние. Так как Россия и Китай — наши крупнейшие торговые партнеры.
Еще один из факторов — ужесточение денежно-кредитной политики в США. Также ключевым фактором является фактор цен на нефть, который очень тяжело спрогнозировать. Мы видели в 2018 году цены на нефть и выше 85 долларов, затем нефть падала к концу года ниже 50 долларов, сейчас опять пришла к 60 долларам. Очень волатильное движение на рынке нефти. Рост ВВП на 3,8% — это базовой сценарий, есть оптимистичный и пессимистичный сценарии. На случай ухудшения ситуации у правительства РК есть план «б».
Сергей Домнин, эксперт Института мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК. О позитивных явлениях и о том, что может спасти экономику страны:
— Минувший год оказался довольно удачным для казахстанской экономики. Благодаря росту добычи нефти и цен на этот экспортный товар, а также увеличению производства промышленных металлов и оздоровлению в сервисных секторах.
Экономика показала рост около 4%, инвестиции в основной капитал увеличились на 17%, при этом темпы инфляции замедлились с 7,1 до 5,3%. Год был достаточно ровным. Для промышленности РК главное событие — р ост добычи нефти, в 2018 году мы впервые вышли на отметку среднемесячного производства в 1,9 млн баррелей в сутки.
Долгожданным событием было окончание модернизации НПЗ и выход на те объемы производства светлых нефтепродуктов (бензинов, дизтоплива), которыми можно свободно «закрывать» внутренний спрос. В числе позитивных явлений я бы также назвал запуск ипотечной программы «7−20−25»: вместе с уже действующими программами обеспечения доступным жильем, программа привела к ускорению рынка жилищного строительства.
На рынке не только активизировался спрос на первичное жилье, но и возникла дополнительная активность на рынке ипотечного кредитования, улучшилась ситуация у застройщиков, подрядных строительных компаний.
Негативным событием было ослабление тенге: с марта по декабрь: казахстанская валюта потеряла примерно 20% стоимости к доллару. Это усложнило жизнь компаниям, у которых выручка номинирована в тенге, а большая часть обязательств — в инвалюте. Это не только торговые компании, но и промышленные, и аграрные, и транспортные фирмы, модернизирующие парк машин и оборудования.
Какие пути развития отечественной экономики можете назвать?
Если говорить о волатильности обменного курса, то простых решений здесь нет. С одной стороны, мы имеем дело с явлением, которое мало от нас зависит — это цены на нефть, ставка ФРС, геополитическая ситуация в мире.
С другой стороны, на уровне регулятора необходимо предпринимать меры для максимального сглаживания негативных эффектов, а на уровне компаний — работать со структурой издержек, пытаться резервировать или хеджировать валютный риск.
Развитие экспортного потенциала должно стать стратегической целью для средних и крупных компаний в машиностроении, металлобоработке, пищевой промышленности, фармацевтике и других секторах, где производятся товары с высокой добавленной стоимостью.
Что ждет казахстанскую экономику в 2019 году?
— Этот год будет, по-видимому, чуть более сложным, чем 2018. Мир возвращается в период умеренных цен на нефть после «отскока» в 2017—2018. По условиям сделки ОПЕК+ нам хоть и незначительно (40 тыс. баррелей в сутки — это при общем производстве в 1,8 млн баррелей в сутки), но придется снижать добычу.
По прогнозам Всемирного банка, в 2019 экономический рост замедлится до 3,5%, но и инфляция должна остаться в границах 4−6%. Промышленное производство продолжит умеренно расти благодаря инвестициям, сделанным в предыдущие периоды. Расходы бюджета в относительных показателях увеличиваться практически не будут (19,4−19,5% ВВП).
Будем надеяться, что банковский сектор окончательно оправится от кризиса и восстановит объемы кредитования экономики, а структурные реформы, начатые еще до потрясений 2015−2016, наконец, дадут свои плоды.
Национальный банк РК. О судьбе казахстанского тенге в 2019 году и мерах по оздоровлению банковского сектора:
— Национальный Банк в 2019 году останется приверженным выбранному режиму свободно-плавающего курсообразования в Казахстане, который является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики, основанной на принципах инфляционного таргетирования. Только совокупность внутренних и внешних факторов будет определять динамику курса тенге.
Национальный Банк не дает прогнозов по ситуации на валютном рынке, а также не имеет ориентиров по обменному курсу тенге. При этом Национальный Банк осуществляет постоянный мониторинг ситуации на валютном рынке, и в случае возникновения угрозы финансовой стабильности готов осуществлять интервенции, направленные на сглаживание значительных и дестабилизирующих краткосрочных колебаний обменного курса.
С текущего года Национальный Банк осуществляет контроль и надзор за банками на принципах риск-ориентированного подхода, который позволит регулятору предотвращать возникающие риски в деятельности банков, не дожидаясь их реализации. Поэтому, как мы полагаем, риск-ориентированный надзор должен оказать положительное влияние на банковский сектор Казахстана.
Расул Рысмамбетов, директор общественного фонда Financial Freedom, финансовый консультант. О главном достижении казахстанской экономики в 2018 году и зависимости от сырья:
— Особых прорывов в отечественной экономике не заметил. Мы продолжили сырьевой вектор нашего развития. Думаю, одним из достижений является чистка банковского сектора. Чем меньше в нашей системе больных банков, тем быстрее сможет восстановиться экономика.
Какой выход из сложившейся ситуации видите?
— Лучший выход из нынешней ситуации — это там, где и вход в нее. Нас в эту ситуацию завело активное участие государства в экономике страны, непрозрачные госрасходы, значительные и неоправданные бюджетные расходы. Значит, нам нужно будет снижать бюджетные расходы, четко рассчитывать эффективность госрасходов, снижать долю государства в экономике.
Ваши прогнозы и ожидания на 2019 год?
— На мой взгляд, мы продолжим зависеть от сырья, а реальную диверсификацию будем ждать от иностранных компаний — российских и китайских.