«Приучите их работать»: общественник призвал помогать многодетным работой
Руководитель общественного фонда “Береке” Багдаш Сулейменов рассказал о помощи попавшим в трудную ситуацию казахстанцам. Он помогает им уже больше десяти лет, и отмечает, что большинство из обращающихся за помощью — многодетные, передает газета «Время«.
В день в Багдашу Сулейменову обращается около 30 человек, говорит он. Бывает и меньше. В основном, люди жалуются на отсутствие жилья, некоторые задолжали за оплату комнаты, наспех сколоченной из вторсырья. Снять такую комнату, говорит он, которую даже не назовешь времянкой, стоит 20-30 тысяч тенге.
Некоторых выгоняют на улицу родственники. Например, был случай, говорит Багдаш, когда обратилась многодетная женщина, оставшаяся без крыши над головой после смерти мужа.
У пары был дом, который построили на участке, принадлежащем брату мужа. После того, как муж скончался, женщина еще какое-то время с детьми жила в том доме, но потом произошел конфликт с родственниками, те избили ее и выгнали.
Сейчас в Алматы существует два дома на 28 квартир, где живут семьи, оказавшиеся в трудной ситуации. Их построили на средства спонсоров три года назад. Неравнодушные люди помогли обустроить жилье.
Багдаш Сулейменов говорит, что помощь оказывается не всем, кто просит, так как есть «профессиональные иждивенцы», которые привыкли просить и зарабатывать на своей многодетности.
Для желающих получить помощь есть список документов, которые они должны предоставить — справки об отсутствии или наличии имущества, справки о пособиях и состоянии пенсионного счета.
Одна женщина пришла просить помощи, вспоминает Багдаш, а у нее оказалось два дома, которые она сдает в аренду. Но зачастую люди уходят, еще увидев список документов. Также, говорит общественник, собирается информация о том, почему женщина осталась одна с детьми.
Если семейный конфликт можно решить, то этим занимаются, а многодетным женщинам могут отказать в помощи.
Помимо документов есть и условия — самостоятельно и вовремя оплачивать коммунальные услуги и работать. Большинство соблюдают эти условия, но есть те, кто не хочет ничего не делать. Таких немного, но они лишаются помощи.
По словам Сулейменова, теперь в людях стараются развить отвественность. Многие из них имеют комлексы и не имеют образования, они инфантильны и безграмотны, но Багдаш винит в этом не самих людей, а ту среду, в которой они живут.
Он считает, что в обществе есть ментальное расслоение, на что нужно обратить внимание, так как вокруг одного такого родителя есть несколько детей, которые будут жить по принципам и правилам своих родителей.
Багдаш уверен — многие хотят изменить жизнь и им нужно помочь. Например, одна женщина, которая никогда не работала, сейчас учится на медсестру, так как это была ее давняя мечта, и трудится в нескольких местах одновременно.
Сулейменов уверен — если запретить жить во времянках, то это приведет к росту коррупции. Лучше создать государственное агенство или даже министерство, которые займется вопросами защиты детей. По его словам, многодетные семьи могут столкнуться с трудностями, несмотря на все льготы государства — очередь на жилье, пособия и так далее.
В пример он привел семью Ситер, которая не могла бы получить статус малоимущей и многодетной, так как у них не было прописки. К слову, с пропиской может быть еще один казус — если семья прописана, например, в квартире бабушки, то при расчете совокупного дохода семьи для получения пособий будет учитываться и ее пенсия.
В прошлом году, говорит он, эта сумма составила 15 тысяч тенге, а если оба родителя работают, то они едва ли смогут рассчитывать на соцпомощь, особенно, если будет учитываться та самая бабушкина пенсия.
Кроме того, чтобы получить квартиру, нужна прописка не менее, чем три года в городе, где планируется получить жилье. Также за последние пять лет не должно числиться никакого имущества.
По мнению Сулейменова, нужно отказаться от этих препонов — прописки, ее сроков, а многодетными считать те семьи, где есть трое детей, а не четверо и больше. И главное, увеличить пособия в два раза.
По словам Рустема Искакова, главного специалиста управления рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты комитета по ЧС МВД, речи о запрете жить во времянках пока не идет, главной задачей он назвал профилактику и обследование жилых домов.
Профилактика проводится в отопительный сезон. Однако проверять и наказывать тех людей, у кого дома печи эксплуатируются с нарушением, ЧС не могут. Они могут лишь провести беседу с хозяином.
По данным ЧС, в Казахстане 1,9 миллиона зарегистрированных жилых домов. Какое количество в стране времянок, данных нет.
Копирование и использование данной информации возможно только сразрешения ТОО «Издательство «Время».