В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Конституции Республики Казахстан столицей Казахстана является город Астана. Поэтому переименование столицы требует внесения изменений в Конституцию.
Согласно пункту 1 статьи 91 изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента Республики, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства.
Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент Республики Казахстан решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке, установленном Конституцией.
Эта норма означает, что инициатива о внесении поправок в Конституцию может исходить от 3 субъектов: Президента, Парламента или Правительства.
Однако следует отметить, что в данном случае высказанное Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым предложение по переименованию столицы не является конституционной инициативой.
В данном случае его выступление можно рассматривать как предложение о необходимости рассмотреть вопрос об изменении статьи 2 Конституции, отдавая дань вкладу Первого Президента в создании независимого Казахстана и строительство его новой столицы. Данное предложение прозвучало на процедуре инаугурации Президента и имело торжественный характер. Депутаты в данном случае просто поддержали данное предложение, но не голосовали в этот момент за изменение Конституции.
В данном случае Правительство выдвинуло конституционную инициативу и внесло на рассмотрение Президента вопрос о проведении референдума.
У Президента Республики Казахстан в данном случае есть дискреционное право выбора: вносить законопроект на республиканский референдум или в Парламент. Таким образом, обязательное решение данного вопроса на республиканском референдуме Конституция не требует.
Согласно пункту 3 статьи 91 изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пункта 2 вышеуказанной статьи.
Речь идет о том, что пункт 2 статьи 91 запрещает менять в Конституции нормы, касающиеся независимости государства, унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающих принципов деятельности Республики, заложенных Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статуса.
Поскольку изменение названия столицы этих вопросов не затрагивает, Конституционный Совет дал заключение о соответствии вносимых поправок Конституции.
Также следует отметить, что конституционная инициатива — это самостоятельный институт со своими процедурами и не может быть совмещена с иными полномочиями Главы государства.
На основании вышеизложенного конституционная процедура не нарушена.
Начальник отдела конституционного,
административного законодательства
и государственного управления
Института законодательства Республики Казахстан,
кандидат юридических наук Багдат Нургазинов