Мажилисмены предлагают наказывать руководителей за неэффективное использование бюджета
На пленарном заседании мажилиса парламента под председательством спикера палаты Нурлана Нигматулина при обсуждении в первом чтении поправок в Кодекс об адмправонарушениях депутаты затронули вопрос отсутствия адмответственности у первых руководителей госорганов за некачественное планирование и неэффективное освоение бюджетных денег,передает корреспондент Zakon.kz.
Как пояснил депутат Мейрам Пшембаев, Счетным комитетом ежегодно выявляются факты некачественного планирования, неэффективного использования бюджетных средств, за которые согласно статье Бюджетного кодекса предусмотрена ответственность.
— На практике к ответственности привлекаются рядовые специалисты госорганов, а должностные лица никакой ответственности не несут. А в связи с увольнением виновных лиц ответственность вообще никто не несет. Депутаты предлагают установить адмответственность должностных лиц за некачественное планирование и неэффективное использование бюджетных средств, — уточнил он.
Это предложение поддержал спикер мажилиса.
— Согласен, нам нужно определиться с так называемыми критериями, то есть нам нужно понятие неэффективного использования бюджета, а это возможно сформулировать и какую-то редакцию давайте внесем в закон, если только вопрос стоит в этом. Давайте определим понятие неэффективного использования бюджетных средств, — сказал Нигматулин.
По словам первого вице-министра нацэкономики Армана Джумабекова, законодательством предусмотрена дисциплинарная ответственность, но нет административной.
— Полагаем, что эти критерии должны быть в Бюджетном кодексе, когда мы в Бюджетном кодексе определим четкие критерии, потом можем ставить вопрос об ответственности администратора, руководителя госоргана за неосвоение или не эффективное освоение. В целом, в Бюджетном кодексе уже предусмотрено порядка 27 видов ответственности, это в основном дисциплинарная ответственность — ответственность министра перед правительством. Адмответственности не было. Мы готовы ко второму чтению этот вопрос проработать, в том числе по критериям, — заявил он.
Вице-министр финансов Канат Баедилов дополнил, что проблема состоит еще и в том, что в настоящее время законодательно не определены такие понятия как «неэффективное планирование бюджетных средств», «неэффективное использование бюджетных средств».
— И, поэтому в первую очередь мы должны устанавливать четкие обстоятельства, при которых наступает дисциплинарная ответственность или административная. Вопрос требует тщательного изучения, — считает он.
Руководитель палаты указал, что при каждом отчете правительства по бюджету, когда доходит вопрос о персональной ответственности, все ссылаются на отсутствие этой нормы в законодательстве, в частности, в Адмкодексе.
— Все говорят, мы обязательно предусмотрим (…). Говорим, ну давайте внесем, вы говорите — мы бы с удовольствием, но нет понятия об эффективности использования бюджета. Давайте договоримся — до второго чтения внесем: не шагнем дальше, пока эти министерства не сформулируют, наконец. Уже столько лет обещают дать понятие, что такое неэффективное использование бюджета, — возмутился он.
Эту инициативу также поддержала глава Счетного комитета Наталья Годунова. Она также сказала, что по факту на деле ответственность несут не первые руководители, а их подчиненные.
— Совершенно правильно сказали, что не должно быть излишней гуманизации в этом вопросе. Что касается критериев по неэффективному планированию и неэффективного использования бюджетных средств. Мы их год назад спланировали и внесли, они внесены в проект изменения в Бюджетный кодекс и внесены закон о госаудите и финконтроле. Если говорить о цифрах, то на сегодня, я не знаю, почему Минфин занимает такую позицию, но очень большая часть работы органов финконтроля и аудита просто нивелируется тем, что разрешается объектом аудита самим самостоятельно рассматривать ответственность, — объяснила она.
Годунова добавила, что «по итогам 2018 года 93% наложенных дисциплинарных взысканий — это взыскание на исполнителей».
— То есть на тех специалистов молодых, которых не успели обучить и объяснить, в итоге они стали стрелочниками. Только 7% — это должностные лица. Представляете, какой пласт работы органов госаудита просто нивелируется тем, что закон это позволяет? Наверное, не может быть сильного государства без сильного финконтроля, поэтому просьба поддержать, — обратилась глава Счетного комитета к присутствующим.
Как уточнил заместитель Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Олжас Бектенов, они также неоднократно поднимали этот вопрос.
— Вы правильно отметили, что расхищение и разбазаривание госсредств у нас довольно часто встречается, — констатировал он.
Подытоживая, Нигматулин сообщил, что норму по адмответственности первых руководителей по этому проекту закона будет внесена до второго чтения.
— В сухом остатке мы видим, что сегодня у нас нет никаких препятствий и проблем, для того чтобы определить четко нормы ответственности, в том числе первых руководителей за все финансовые нарушения в тех госорганах, которые они возглавляют. Для этого давайте договоримся в рабочей группе совместно с разработчиками, со всеми заинтересованными госорганами до второго чтения отработать все критерии и понятия не эффективного использования бюджетных средств для того, чтобы мы могли сделать следующий шаг, и очень четко определить персональную ответственность в рамках этого Кодекса первых руководителей административных программ или госорганов при освоении бюджетных средств, — заключил он.
Оксана Скибан