Они дешевле и в меньшей дозе сильнее воздействуют на человека, мгновенно влияя на мышление и разрушая мозг. Сегодня такие запрещенные препараты можно купить через интернет, а их реклама все чаще появляется на городских улицах. Правоохранительные органы ведут борьбу с наркобизнесом, но пока торговцы «синтетикой» на шаг впереди.
Опасное увлечение
Современные открытия ученых и технологические разработки химических лабораторий дополняют ряды существующих природных наркотиков синтетическими аналогами, которые практически заменили традиционные гашиш, героин и марихуану. Кроме того, дефицит наркотиков каннабисной группы и опийного происхождения вызвал спрос на синтетические препараты, количество которых с каждым годом растет. Они лишены вкуса, запаха и цвета, что существенно облегчает контрабанду. Их можно вдыхать, курить, принимать в виде раствора, таблеток, и за короткое время они в буквальном смысле убивают миллионы своих потребителей. Если в 2009 году зафиксировали 24 вида синтетических наркотиков, то за последние годы список увеличился до двух тысяч наименований. «Спайс» — торговое название первых курительных смесей, которые были обработаны раствором синтетического наркотика JWH. Именно от них и пошла волна так называемых дизайнерских наркотиков. Основным поставщиком этой продукции на подпольный рынок является Китай. Также большая доля производства приходится на химические заводы и подпольные лаборатории, расположенные в Афганистане, Нидерландах, Южной Америке.
Главное «преимущество» синтетических препаратов — сравнительная дешевизна и легкая доступность. В их состав входят амфивитамины, которые вдвое быстрее заставляют работать организм, устраняют усталость, мгновенно воздействуют на мышление, но, как следствие, так же быстро разрушают мозг. Их токсичность в десятки раз сильнее всех вместе взятых «природных» наркотиков. Привыкание и потребность организма в новой дозе становятся мгновенными. Употребляющие «синтетику» быстро деградируют, теряют вес, память, поскольку обмен веществ в головном мозге нарушен. Причем определить наличие «солей» в крови или моче невозможно. Выявить это вещества в организме можно только с помощью газовой хроматографии волос. Это значит, что теоретически потребляющий такие препараты может получить любой документ, требующий справки об отсутствии наркотической зависимости. К примеру, водительское удостоверение, поскольку экспресс-тесты, используемые в автоЦОНах, просто не выявят этот вид наркотика.
Самым опасным синтетическим наркотиком является «скорость». От его употребления в течение нескольких месяцев разрушаются внутренние органы и мозг. При употреблении тех же «солей» в первую очередь страдают клетки головного мозга. Отсюда и различные психические и психологические расстройства, которые развиваются быстро, буквально за два-три месяца регулярного употребления — бессонница, галлюцинации, фобии, агрессия, панические состояния, повышенная тревожность, мания преследования, тяжелая депрессия вплоть до суицида. Последствия напоминают симптомы шизофрении. Одним из самых негативных последствий употребления синтетических наркотиков является значительное нарушение мышления у человека: рождается мысль о необычайной внутренней силе и даже могуществе, появляется ощущение умения летать. С последним эффектом связано множество случаев подростковых суицидов, когда под воздействием препарата люди выходили из окон многоэтажных домов с желанием взлететь. У подавляющего большинства наркоманов наблюдается полная утрата способности контролировать собственное тело, мысли и поведение.
Почти легальному распространению синтетических наркотиков во многих странах, в том числе и в Казахстане, способствует отсутствие законодательных ограничений. В 2018 году в республике выявили 138 фактов незаконного оборота синтетических наркотиков общим весом более 1,8 килограмма.
Первые синтетические наркотики внесли в списки подконтрольных веществ в 2011 году. Тогда же законодательно закрепили понятие «аналоги наркотических средств». Но со временем появились новые формулы, которые уже нельзя было отнести к аналогам имеющихся. В Уголовном кодексе, который вступил в силу с 1 января 2015 года, кроме ответственности за оборот наркотических средств и психотропных веществ предусмотрено также наказание за оборот их аналогов. Однако в отечественном законодательстве не урегулирован порядок отнесения каких-либо веществ к этой категории. Само их определение — не самая простая процедура. Раньше, до «синтетики», когда были только «натуральные» наркотики, все было гораздо проще. Есть химическая формула, которая всегда одна и та же, она описана и по закону запрещена. У синтетических препаратов поменять химическую формулу очень просто, что постоянно и делают лаборатории, которые их выпускают. В месяц на рынок может поступать до 20 новых химических соединений. В этой связи возбуждение и процессуальное сопровождение таких уголовных дел сталкиваются со значительными трудностями. Специалист знает, что это наркотическое средство, но этого вещества с такой формулой в списке запрещенных нет — в этом абсурдность ситуации. Чтобы следствие могло привлечь распространителя к уголовной ответственности за сбыт, а это от пяти до 20 лет либо пожизненное лишение свободы, эксперт должен признать вещество наркотическим, а для этого необходимо провести лабораторный анализ и клинические испытания и самое главное — включить его в список запрещенных. В Казахстане изменение и дополнение списков подконтрольных веществ утверждают законодательно, а это долгая процедура — год-полтора, и пока она проходит, это дает возможность наркодилерам избегать ответственности, а производителям — разрабатывать новые формулы. Едва под запрет попал один наркотик, его тут же заменяют другим, который оказывает на человека то же самое пагубное воздействие, что и его предшественник. Пока доберутся до него, пройдет много времени. А после его запрета изобретут новый. И так по замкнутому кругу.
Чтобы решить эту ситуацию, Министерство внутренних дел предлагало утверждать Национальный список запрещенных наркотических средств не законом, а постановлением правительства, как это делают в европейских странах и соседней России, что позволит оперативно дополнять его новыми видами психоактивных веществ, появляющихся на рынке. Об этом в своих рекомендациях говорили и представители международных комитетов ООН по контролю за оборотом наркотиков.
МВД добилось этого, и в прошлом году приняли поправки в некоторые законодательные акты по вопросам контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Уточнили понятийный аппарат и ввели новые понятия — «аналоги наркотических средств, психотропных веществ», «заместители атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп». Это даст возможность отказаться от клинических исследований аналогов и установить четкий механизм отнесения психоактивных веществ к аналогам наркотиков. В результате будут регулировать оборот не только уже находящихся под контролем наркотиков, но и видов, появление которых возможно в будущем. Кроме этого, включили более 80 новых веществ, на основе которых сейчас создают наркотики синтетического происхождения, что охватит весь перечень, находящийся под контролем в государствах ЕАЭС и Международного комитета ООН по контролю за оборотом наркотиков. Но самое главное — теперь утверждение списков подконтрольных веществ будет отнесено к компетенции правительства, что практически в четыре раза сократит время вынесения запрета.
Бесконтактный метод
Механизмы реализации наркотиков вышли на очередной «технологический» уровень. Наркодиллеры ушли в онлайн-зону, а там с ними бороться гораздо сложнее. Тем более что серверы интернет-ресурсов находятся далеко за границей. Сегодня 90% синтетических наркотиков распространяют через социальные сети. Интернет-магазины предлагают широкий ассортимент «товара», и даже есть различные акции. Сам процесс покупки выглядит примерно так: посредством интернета либо мессенджера принимают заказ, через QIWI-кошелек осуществляется оплата, после чего покупателю сообщают адрес «закладки» с картой, навигацией и подробным описанием места. Продавец и покупатель друг друга не знают и не видят. Это так называемый «бесконтактный» метод. В этом-то и заключается одна из главных проблем для полицейских. Но если даже удается задержать покупателей, то продавцы так и остаются в тени. В этой связи МВД совместно с Министерством финансов предлагает ввести запрет на анонимные платежи. Эта инициатива для рассмотрения направлена в Национальный банк. Если примут положительное решение, то Министерство внутренних дел намерено разработать необходимые поправки к Закону «О платежах и платежных системах», который сейчас позволяет осуществлять анонимные платежи на сумму до 240 тысяч тенге. Если они будут приняты, то это позволит Минфину следить, кто и кому перечисляет денежные средства, а полицейским привлекать к ответственности продавцов.
Оповещают аудиторию о каналах сбыта также и через трафаретную рекламу на улицах городов, в которых, как правило, содержится ссылка на онлайн-магазин. Такая информационная система проста, эффективна и для постороннего внимания незаметна. Мимо рекламы ежедневно проходят тысячи людей, и только для «знающих» это не просто набор букв, а «руководство к действию». Закодированные месседжеры, например, Telegram — самая распространенная площадка для торговли «синтетикой».
Также в последнее время наметилась активная тенденция распространения синтетических наркотиков через международные почтовые отправления и логистические организации, оказывающие курьерские услуги из стран Евросоюза, России и Китая.
Охоту на организаторов каналов по продаже психоактивных веществ и закладчиков сотрудники управления по борьбе с наркобизнесом ведут совместно со своими коллегами из отдела «К» — расследование преступлений в сфере высоких и компьютерных технологий. Есть у них и свое подразделение, которое контролирует соцсети и мессенджеры, выявляя и разрабатывая активных сбытчиков.