Имамы осуждают моду на демонстрацию ифтартайм в соцсетях
В священный месяц Рамадан тысячи мусульман Казахстана соблюдают строгий пост. Однако имамы отмечают печальную тенденцию — все чаще пользователи социальных сетей соблюдают пост, стараясь продемонстрировать это всему обществу. Селфи на ифтаре, публикации с тематическими хештегами во время оразы — стали своеобразным трендом, передает otyrar.kz.
Ифтар — время вечернего приема пищи во время оразы стал неким трендом в сети. В Инстаграме пользователи все чаще стали выкладывать фото под хештегом ифтартайм — на снимках пышный дастархан и демонстрация обилия блюд. Соблюдать пост во время священного месяца в интернете словно превратили в своеобразную моду. Ситуация иногда доходит до абсурда — ужин после заката солнца во время священного поста или по-казахски «ауызашар» некоторые люди пытаются превратить в большое праздничное торжество. Такое поведение имамы называют тщеславием.
«Ораза — это поклонение Всевышнему, это сакральный момент, который происходит между человеком и Аллахом. И самое главное условие в этом поклонении — это ниет, мы произносим искренне ради Аллаха, если мы держим пост, то только для Аллаха, а по шариату нельзя говорить, что он постится. Если делает на показуху, то это все равно что лишиться своего сауаба» — отметил наиб имам центральной мечети Шымкента Адильхан Сертай .
Ежегодно публикаций с тематическими хештэгами во время Оразы в социальных сетях становится больше. В Шымкенте даже ресторанный бизнес подстроился под популярный спрос на проведение ифтара. Рестораны и кафе наперегонки предлагают заманчивые условия для клиентов: легкие салаты, финики и бесплатную воду как бонус к ужину. В некоторых заведениях для посетителей каждую неделю составляют новое меню.
«У нас ифтар недельный, разные предложения для гостей, обходится где-то 3000 тенге с человека. Салаты, первое второе, сладости, напитки и угощения», — рассказал шеф-повар Александр Слейн.
Вместе с проведением ауызашара в моду вошло и слово халал. Если раньше под этой маркой продавали только еду, то теперь стали выпускать халал-одежду и даже халал- косметику.
«Халал мы называем все, что разрешено и допустимо в исламе. Если мы говорим про продукты питания, то там не использовались вредные добавки как консерванты и ГМО. Наша задача, как экспертов провести исследования продуктов и выдать свое заключение на основе анализов, которые делают в специальных лабораториях. Сейчас мы выдаем сертификаты на продукты питания, косметику и места общественного питания», — пояснил имам центральной мечети Шымкента, эксперт Ассоциации халал индустрии Казахстана Казыбек Сарыбаев.
Процедура получения стандарта халал в Казахстане занимает 10-15 дней, за сертификат придется выложить около 50 тыс тенге.