В рамках патриотического проекта «Туған елге тағзым» ученики Назарбаев Интеллектуальных школ из Актобе и Көкшетау побывали в Таразе, передает ИА «ZhambylNews» .
Во время семидневной краеведческой экспедиции школьники ознакомились с природно-климатическими, историко-культурными, научно-образовательными и индустриальными особенностями региона.
– Я познакомился с историей Тараза, его объектами, расширил горизонты знаний. Также я понял, что Тараз — это город, котором много нераскрытых тайн, – говорит ученик Актюбинской Интеллектуальной школы Ислам Сейтжанов.
С первого дня юных туристов ждали интересные объекты. В областном архиве, историко-краеведческом музее и археологическом парке «КөнеТараз» учащиеся подробнее познакомились с историей города.
В ходе похода ребята посетили мавзолеи Карахана, Даутбека, средневековую баню Кали Жуниса, мавзолеи Тектурмас и Мамбет батыра. Не остался без внимания и древнейший караван сарай Торткуль, который в свое время связывал Среднюю Азию с другими странами. Там вниманию юных исследователей были предложены находки, найденные во время раскопок.
Мавзолей Айша биби и ее няни Бабаджа-Хатун привлекли внимание гостей не только архитектурной особенностью, но и красивой легендой. А монумент «550 лет казахскому ханству» напомнил молодому поколению историю возникновения страны.
Экспедиционная группа остановилась на комплексе Акыртас, поселениях Нижний Барсхан и Узунбулак, сочетающих в себе одновременно и легенду и истину.
– Мы узнали, что комплекс Акыртас включен в список всемирного культурного наследия. Нас заинтересовало развитие туризма в дворцовом комплексе. Ведь объект по своей исторической значимости не уступает даже египетским пирамидам, – говорят молодые ученые.
Ущелье Кара-Арша удивило своим богатым растительным миром, а прекрасный пейзаж и разнообразие животного мира ущелья Сунгат подарил гостям неповторимое впечатление.
Далее путешественники познакомились с историей Кайынды и взялись исследовать ее флору и фауну.
Кроме этого, ребята посетили производственные и промышленные объекты региона, в экспедиционную программу вошли крупнейшие предприятия: Таразское локомотиворемонтное депо, ТОО «Казфосфат», завод «Айнек», солнечная электростанция «Burnoye Solar-1» мощностью 50 МВт, сырный завод и ковровый цех в Жуалынском районе.
Учащиеся посетили музей легендарного воина-полководца Бауыржана Момышулы, где ознакомились с жизнью героя.
– Биография Бауыржана Момышулы меня очень заинтересовала. Он был не только храбрым воином, но и великим писателем. Меня впечатляют его слова завещания, оставленные будущему поколению. Тему своего исследования я назвала именно так «Мудрые слова Бауыржана Момышулы», – поделилась своим планом ученица 9 класса Назарбаев Интеллектуальной школы г. Кокшетау Алина Малахова.
Гости города также посетили исторический памятник Аулие бастау VI-X вв, их удивило, что родник богат важнейшими минералами и микроэлементами, школьники взяли образцы воды для проведения химического исследования его состава.
В ущелье Коксай прошло знакомство с генофондом ценных декоративных и лекарственных растений.
Программа экспедиции была насыщена не только путешествиями, но и интересными встречами.
Ученики НИШ встретились с автором кюя «Көне Тараз», композитором Аманом Малдыбаевым, с последователем известного Стивена Хоккинга, молодым ученым Исааком Мустопуло и поэтессой Марал Ханторе.
В ходе мероприятия «Рухани қазына» школьники узнали о казахских национальных традициях — «Қамшы ілу», «Шашу», «Тоқым қағу», «Бастаңғы».
В последний день экспедиции подростки подвели итоги программы в интеллектуальной игре «IQ Game». Затем состоялось торжественное закрытие работы экспедиции «Бір шаңырақ астында».
– В результате семидневной экспедиции я остановилась на исследовательском проекте «Архитектурные особенности города Тараза». Я планирую взять несколько исторических объектов области. Здесь очень много загадочных и интересных по своей архитектуре комплексов. Один из них легендарный Акыртас, – рассказала ученица 10 класса Гульназ Сармолдина.
Краеведческая исследовательская экспедиция «Туған елге тағзым» реализуется в системе Назарбаев Интеллектуальных школ с 2012 года.
Особенностью учебно-просветительских поездок является ознакомление с регионами Казахстана путем обмена маршрутами между Назарбаев Интеллектуальными школами.
В экспедициях принимают участие лучшие школьники, занявшие призовые места в олимпиадах и научных конкурсах, а также в спортивных и творческих состязаниях.