Казахстанский тенге: состояние и прогнозы

0 18

В последние дни тенге несколько ослаб и обновил полугодовой максимум. Стоит ли на основе этого паниковать, в какой валюте предпочтительнее хранить деньги и чего ожидать в ближайшее время и в перспективе?

Жаркий месяц август

Начало августа 2019 года в Казахстане выдалось по-настоящему жарким. Климатический температурный максимум стал не самым сильным испытанием для казахстанцев. «Жарко» стало и на финансовом  рынке. Доллар обновил полугодовой максимум. Средневзвешенный курс доллара на Казахстанской фондовой бирже (KASE) 7 августа 2019 года на 17:00 составил 387,46 тенге. По сравнению с итоговой сессией 6 августа доллар укрепился на 0,49 тенге: 386,97 тенге.

По информации KASE, на торгах долларом США минимальный курс сложился на уровне 387,40 тенге за доллар США, максимальный – 387,64 тенге, курс закрытия — 387,41 тенге.

По данным kurs.kz, в обменных пунктах столицы максимальный курс продажи американской валюты на 17:05 составляет 389 тенге, Алматы — 389,5 тенге.

Официальный (рыночный) курс Нацбанка на 7 августа составляет 386,94 тенге за 1 доллар.

Стоит ли делать на основе этого падения серьезные выводы? Чего ожидать в дальнейшем?

По мнению большинства аналитиков, которое они высказывали еще в начале года, такой сценарий событий можно было предугадать. Многие из них прогнозировали примерно такой коридор к осени текущего года.

Государство и регулятор

Главная задача кредитно-денежной политики Центрального  банка  — поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика  ЦБ является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является Центральный Банк, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции. Центральный банк обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

Взаимоотношения центрального банка и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Различают “узкую” и “широкую” денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием государственного бюджета.

Если говорить конкретно о непосредственном влиянии курса тенге к благосостоянию населения, то следует иметь в виду, что сейчас, как говорится, «не до жиру, быть бы живу». В Казахстане величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в июле 2019 года составила 29 тыс. 618 тенге, что на 0,9% меньше показателя предыдущего месяца (в июне — 29 тыс. 872 тенге), отмечает Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, рассчитанная исходя из минимальных норм потребления основных продуктов питания, в июле этого года по сравнению с декабрем 2018 года увеличилась на 12%, с соответствующим месяцем прошлого года — на 9,2%.

В структуре величины прожиточного минимума в предыдущем месяце доля расходов на приобретение мяса и рыбы занимала 19,9%, молочных, масложировых изделий и яиц — 14,8%, фруктов и овощей — 10,9%, хлебопродуктов и крупяных изделий — 7,4%, сахара, чая и специй — 2%.

Каков прогноз?

По итогам 2019 года ожидаемый прогнозный дефицит бюджета составляет 1,5% от ВВП. Прогнозы бюджета сделаны с учётом курса 370 тенге за доллар и цены на нефть в размере $55 за баррель, или 20 350 тенге за баррель нефти. По прогнозам, налоговые поступления должны вырасти на 19%, а расходы на 10%.При этом поступления трансфертов должны снизиться на 4%.

В целом можно сказать, что экономика Казахстана чувствует себя неплохо на данный момент. Однако с падением цены на нефть страновые показатели могут ухудшиться. На сегодня цены на нефть колеблются в коридоре $56-57 за баррель.

Если средняя цена на нефть в 2019 будет ниже $60, то в 2019 рост экономики будет ниже, дефицит бюджета будет выше, а необходимость финансирования дефицита бюджета приведет к росту государственного долга или сокращению ЗВР страны, а возможно, и к тому и другому. Дефицит текущего счёта тоже может вырасти. Эти факторы, могут оказать давление на курс тенге в следующем году.

По мнению экспертов, экономика Казахстана в 2019 году будет развиваться, как и прежде – без особых эксцессов и с небольшим ростом. Ожидать не придется, как головокружительных успехов, так и серьезных катаклизмов. Вообще, резких изменений в наступившем году не будет. Главное здесь то, что прогнозы «клинических пессимистов», все время нагнетающих приближение страшной катастрофы, не сбудутся.

Так, советник председателя Нацбанка РК Айдархан Кусаинов, отмечал в одном из интервью, что разговоры о «400 тенге за доллар» и даже выше, ведутся уже давно.

«На моей памяти об этом говорят три последних года. И все время это преподносится под соусом: мол, что-то должно измениться после того, как мы пройдем отметку в 400 тенге, мы обязательно станем жить хуже, настанет экономический коллапс. Но ничего не происходит, мало того, даже если бы за эти три года доллар подскочил бы до 400 тенге, а потом бы сдал назад, я слабо представляю, как бы это разительно отличалось от картины, когда он колеблется в коридоре от 370 до 384 тенге. Ничего бы принципиально не изменилось, на доходах казахстанцах, на ценах это бы абсолютно никак не сказалось, никакого бы «конца света» не настало», — сказал он.

С этим трудно не согласиться.

В 2019 году, по мнению аналитиков, Казахстан будет балансировать на привычном сейчас уровне – 4 % роста ВВП в год.

Аналитики не исключают дальнейшего ослабления тенге

Новые санкции США в отношении России и торговая война с Китаем могут затронуть и экономику Казахстана.

По мнению экспертов, национальная валюта ослабнет еще на 3%, а курс в 400 тенге за доллар маловероятен.

С начала 2018 года национальная валюта Казахстана ослабла к доллару на почти 12%, или на 39 тенге, и в целом в течение этого периода совершала резкие скачки. Это вызывало у казахстанцев обеспокоенность: многие по-прежнему по курсу тенге оценивают состояние экономики страны.

В свою очередь финансовый аналитик Расул Рысмамбетов считает, что существуют события, которые могут сильно ударить по тенге, но они маловероятны. К примеру, падение цены на нефть ниже 40 долларов, крупные аварии на добывающих активах, типа Кашагана, а также различного рода забастовки.

«Казахстан импортирует множество разных товаров – от пищевых до машиностроительных, поэтому любое ослабление тенге к доллару, за который мы покупаем значительную долю импорта – приведёт к повышению цен. Однако повышение цен может привести к снижению спроса. То есть вероятнее всего курс тенге не будет падать сильно. Курс в 400 тенге за доллар крайне маловероятен, не говоря уже о 450 тенге», – сказал Расул Рысмамбетов.

В Ассоциации финансистов Казахстана считают, что в 2019 году доллар подорожает ещё на 3% против нацвалюты по отношению к текущему уровню и закрепится на уровне 380 тенге. По словам эксперта аналитического центра Рамазана Досова, согласно декабрьскому опросу АФК, профессиональные участники финансового рынка в целом сохраняют умеренные девальвационные ожидания.

«При этом логично ожидать, что данные оценки с большой вероятностью изменятся в течение года. В то же время формирование обменного курса нацвалюты будет по-прежнему происходить под балансом спроса и предложения на валютном рынке. При этом, как показали последние годы, зачастую настроения участников валютного рынка сильно зависят от внешних изменений, в особенности от российского рубля и цен на нефть. В подтверждение этому и ожидания казахстанских экспертов о том, что сонаправленное движение нацвалюты и российского рубля сохранится в 2019 году», – сказал Рамазан Досов.

Среди внешних рисков эксперт отметил торговые ограничения и санкции со стороны США по отношению к России и перспективы ужесточения монетарных политик мировых центральных банков, например, Федеральной резервной системы и Европейского центрального банка, снижающих привлекательность инвестирования в развивающийся сегмент в целом.

«Усиливаются и геополитические риски – разногласия между президентом США и демократами, торговые споры между США и Китаем, Brexit, санкции против России и другое. В подобных условиях сложно делать какие-либо прогнозы по курсу, поскольку там будет определённая эмоциональная составляющая. Но, тем не менее, последние экономические данные по Казахстану достаточно позитивны, что будет оказывать поддержку нацвалюте», – добавил аналитик.

При этом ожидания роста курса до 400-500 тенге за доллар в 2019 году, по его мнению, не подкреплены сильными аргументами, а с точки зрения экономики ситуация в Казахстане пока достаточно стабильная.

К чему приведет желание Нацбанка ограничить работу обменников

Аналитики оценили, к чему могут привести новые ограничения Национального банка в отношении обменных пунктов.

Напомним, регулятор опубликовал проект, согласно которому работа указанных организаций ограничивается с 10:00 до 19:00. Также обменный пункт должен иметь в банке депозит в размере 20 млн тенге и уставной капитал в 100 млн тенге. В то же время клиенту при проведении операции на любую сумму необходимо предоставлять документ, удостоверяющий его личность и место жительства.

По мнению президента Ассоциации обменных пунктов Арчина Галимбаева,  новые изменения в случае их принятия могут серьезно повлиять на количество игроков на рынке.

При этом эксперты высказывают опасения по поводу необходимости иметь на счету 20 млн тенге и уставной капитал в размере 100 млн тенге. Многие организации могут уйти в тень. В крупных городах, таких как Алматы и Нур-Султан, не соответствовать данным требованиям могут до 30% обменных пунктов, а в регионах – до 90-95%. Ведь им нет смысла держать на счете 20 млн тенге. К тому же далеко не все обменные пункты имеют уставной капитал в 100 млн.

Кроме того, в случае принятия ЦБ таких мер появится альтернатива обменным пунктам. Это теневые лица, которые будут стоять около данных организаций с 19:00 до 10:00 и предлагать обмен валюты без заполнения документов и в любое время.

Аналитик «Финама» Сергей Дроздов также считает, что изменение режима работы обменных пунктов никак не собьет спекулятивные настроения населения.

«Если точки продажи валюты будут работать всего несколько часов в день, в моменты повышенной волатильности на мировых финансовых рынках данная мера будет лишь подогревать спрос и приведет к завышению курса продажи иностранной валюты. Что же касается ухода в тень игроков рынка, то это может случиться только в случае частичного или полного запрета на покупку иностранной валюты, а так же серьезно заниженного предложения на покупку долларов и евро со стороны банков», — отметил он

Как отмечает бизнес-аналитик Центра исследований прикладной экономики Диас Кумарбеков, регулируя деятельность обменных пунктов, Нацбанк хочет иметь еще более контролируемый тенге, ведь за I квартал отток капитала из страны усилился. За пределы Казахстана резидентами было вывезено почти $4,2 млрд.

Многие аналитики признают, что на данный момент предлагаемые меры скорее даже ускорят отток денег из-за больших административных рисков для физических и юридических лиц. Также одним из результатов может быть снижение прямых иностранных инвестиций в Казахстан, на фоне снижения инвестиционной привлекательности.

Нацбанк и курсовая политика

Напомним, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил Нацбанку определиться с курсовой политикой к 1 ноября 2019 года.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что предпосылки Национального банка к переходу на фиксированный курс тенге нереальны.

Такой шаг Нацбанка вызовет резкое падение национальной валюты и создаст предпосылки к реинкарнации «черного рынка», где курс обмена тенге будет сильно отличаться от официального, заявляют эксперты.

Фиксирование курса тенге будет способствовать росту и без того относительно высоким девальвационным ожиданиям населения и бизнеса Казахстана. Участники рынка, зная, что рано или поздно курс тенге к доллару или евро одномоментно будет девальвирован на условные 10-20% без синхронной корректировки политики Нацбанка в части базовой ставки, будут максимально сберегать в любой другой валюте, но не в тенге. А это усилит долларизацию экономки и, соответственно, усилит давление на сам курс, что ускорит наступление девальвации.

Поэтому стоит ожидать, что в обозримом будущем Казахстан вряд ли вернется к политике фиксированного обменного курса.

Где хранить сбережения

В условиях финансовой нестабильности многих волнует вопрос, где хранить свои сбережения. Готовых рецептов на этот счет никто не дает, кто-то предпочитает хранить сбережения в банке, кто-то в «заначке». При этом большинство стоит перед выбором: в какой валюте хранить сбережения. Конечно, многие стремятся купить доллары и евро. Однако, большинство экспертов сегодня в один голос заявляют, что не стоит хранить все «яйца в одной корзине». То есть хранить сбережения выгодно также в отечественной валюте – тенге.

Тем более, что особых предпосылок для волнения нет. Экономика развивается стабильно, каких-то серьезных потрясений не предвидится. На этом фоне актом доверия к национальной валюте и отечественному производителю является недавно всколыхнувшее соцсети и СМИ действие Президента Касым-Жомарта Токаева, который купил обувь у казахстанского производителя.

Если уж Глава государства делает выбор в пользу казахстанского, почему бы и нам не склониться в пользу тенге?!

Leave A Reply

Your email address will not be published.