Не так давно работники одной из клиник выяснили, что уровень радиации в крематории аномально повышен. Стало известно, что все дело в пациентах, погибших в итоге лучевой терапии.
В 2017 году 69-летний мужчина с раком поджелудочной железы попал в больницу с аномально низким артериальным давлением. К огорчению, он умер уже через двое суток, и его останки были кремированы.
Однако никто в больнице либо в крематории не был в курсе, что это был не единственный визит этого пациента в клинику.
Накануне этого ему сделали инъекцию радиоактивного соединения в другой больнице в рамках терапии против опухоли — и когда останки были сожжены, радиоактивная и потенциально страшная доза лютеция-177 все еще находилась внутри его тела.
Данный тревожный случай, о котором говорится в научной статье, размещенном в начале этого года, иллюстрирует сопутствующие риски «ядерной» медицины. Подчеркнём, что в среднем лишь на территории США каждый год проводится 18,6 миллиона процедур с внедрением радиофармацевтических препаратов.
Современный порядок очень жестко контролирует живых пациентов, которые проходят через радиотерапию, но в отношении мертвых никаких точных мер просто нет. Узнав о дозе препарата, врачи неделю изучали крематорий при помощи счетчика Гейгера и детекторов изотопов. Они узнали, что после кремации в печи установился пусть не критический, но все-таки завышенный радиационный фон. В обычной жизни это не так страшно, но когда речь заходит о медицинском учреждении, в стенах которого находятся сотни пациентов с ослабленным иммунитетом — время забеспокоиться.
Самое необычное произошло позже. Когда исследователи проанализировали мочу оператора крематория, чтобы найти, не был ли работник заражен радиационным воздействием, они не сумели найти никаких следов лютеция-177. Однако, кое-что они все-же обнаружили: это был другой радиоактивный изотоп, который называется технецием-99m.
Рабочий же убеждает, что никогда не подвергался воздействию соединения в рамках медицинских процедур. Как это могло случиться? Никто точно не знает. Велика вероятность, что изотоп попал в организм работника крематория через радиоактивный пепел. Это само по себе вызвало большое напряжение в медицинской среде.
Ученый Марко Кальтофен из Вустерского политехнического института в штате Массачусетс, который не участвовал в исследовании, сообщил, что ученым «посчастливилось увидеть только один такой случай потому, что обычно они не обращают на подобные вещи внимания».
Возможно, в дальнейшем для радиоактивных покойников будет организованы особые процедуры, которые предусматривают специальную кремацию либо очистку тела от изотопов перед процедурой — но никто не может сказать, как скоро в клиники введут все эти меры предосторожности.