Семь лет надежды: женщина спустя годы нашла своих племянников, которым удалось спастись из горячих точек в Сирии. Их родители таинственным образом исчезли на афгано-пакистанской границе, а дети попали на воспитание к чужой радикально настроенной женщине, передает Первый канал «Евразия».
Ганибет Тажмагамбетова искала своих племянников семь лет. Ее брат в 2012 уехал в Египет, учиться на имама. Забрал жену, дочь и сына, обещал вернуться через два года. За рубежом сын умер от болезни, но у пары родился еще один мальчик. Позже Ганибет узнала, что все они не в Египте, а в зоне боевых действий. Женщина обратилась за помощью в десятки ближневосточных консульств, КНБ и канцелярию президента Казахстана.
Ганибет Тажмагамбетова:
— Я просто просила дать второй шанс хотя бы детям. Я не просила ни за женщин, ни за мужчин, потому что я понимала, что эти люди осознанно это сделали. А дети не виноваты. Очень много было бомбежек, каждый день сидели на иголках, каждый день молились.
В прошлом году Ганибет сообщили, что ее брат и невестка, скорее всего, погибли. Детей приютила незнакомая женщина в Сирии. Когда она дала нам первое интервью и рассказала свою историю, никто даже и представить не мог, что КНБ Казахстана развернет спецоперацию по спасению наших сограждан. Но ни первым, ни вторым бортом «Жусана» племянники карагандинки не прилетели. Только перед прилетом в Актау третьего рейса спецоперации, Ганибет почувствовала: дети точно вернутся.
Ганибет Тажмагамбетова :
— Мне приснился мой брат. Он погладил меня по голове. И ушел. Утром я проснулась и сказала маме: он попрощался, все. Как отец, он, наверное, говорит мне: «спасибо». Я когда в Актау полетела, мне казалось, что сейчас сердце выскочит или я сознание потеряю.
Теперь у Ганибет вместо четырех детей шестеро. Племянница в 10 лет знает 5 языков: русский, казахский, турецкий, арабский и узбекский. Поэтому Ганибет уверена, что смышленая девочка нагонит школьную программу. Племянник пошел в нулевой класс.
Ганибет Тажмагамбетова :
— Я благодарна нашему Елбасы Нурсултану Абишевичу, я благодарна Комитету Национальной безопасности. В отдельности хочу сказать, что сотрудники Карагандинской области, которые именно занимались моим вопросом — они отработали не на 100, а на 200%! В министерстве иностранных дел работает такой человек — его зовут Жандос. Больше мы о нем ничего не знаем. Но мы знаем что «Жусан» проходил не без его участия.
За три этапа спецоперации «Жусан» на родину вернули 357 казахстанских детей. Они прошли курс адаптации в специальном центре близ Актау. Но работа по реабилитации на этом не завершится.
Бакытбек Рахимбердиев — начальник департамента КНБ РК:
— Я хочу сказать, что адаптация будет длиться не один месяц. Это довольно длительный процесс, поскольку эти люди пребывали за границей и подвергались негативному воздействию в течение нескольких лет. То есть, соответственно, обратное наше воздействие позитивное — оно должно достаточно долго проводиться.
Ганибет не спрашивает племянников о жизни в Сирии. Они завели друзей и обожают мультфильмы. Их тетя надеется, что дети смогут забыть о том, что им пришлось увидеть на войне.