Ерлан Кожабаев. Фото из личного архива

Дизайнеры Казахстана от незнания семантики орнамента используют в своих работах пиктограммы – орнаменты загробного мира, об этом рассказал Ерлан Кожабаев, профессиональный художник и дизайнер, передает NUR.KZ.

Кожабаев является автором популярной книги о казахском орнаменте. По его мнению, казахские орнаменты – это пиктограммы тенгрианской культуры, каждая из которых несет в себе какое-то значение.

«Многие дизайнеры не знают значения национальных орнаментов. Применив национальные орнаменты на одежде, обуви и других вещах, они думают, что одежда превратилась в национальную. Но у казахов в одежде есть свои нюансы, надо их учитывать.

Есть орнаменты, которые не должны опускаться ниже талии или, наоборот, подниматься выше талии, есть те, которые не должны опускаться ниже плеч или не подниматься выше плеч. Есть орнаменты, предназначенные для женщин или мужчин.

Есть орнаменты загробного мира, которые применяются в погребальных ритуалах. Нельзя их путать. Орнаменты для обуви нельзя использовать для головного убора, так как они имеют кардинальные различия.

От незнания иногда на чапане, предназначенном для живого человека, применяют орнаменты, символизирующие потусторонний мир», — рассказывает Ерлан Кожабаев.

По его словам, многие люди не знают этих различий. Все это профессиональный художник и иллюстратор описывает в своей книге «Казахский орнамент как пиктограмма тенгрианской культуры».

Все украшения изначально имели свойства оберега. А потом, после потери значений, стали применяться как украшения. Например, тұмар – это оберег, сейчас он стал ювелирным изделием, который представлен во многих коллекциях.

«Наши предки-кочевники жили по законам природы, и казахские орнаменты — это абсолютно читаемые пиктограммы, как, например, в современном мире мы читаем дорожные знаки. Орнамент «қошқар мүйіз» в течение свыше 10 тысяч лет сохранил свою графическую форму.

Но синкретизм и смысловое и видеоизображение, к сожалению, многие не знают. Хотя орнаменты многих народов мира имеют одну и ту же семантику. Казахские орнаменты сохранили свою первоначальную графическую форму, но мы потеряли смысл, значение этих орнаментов.

Все орнаменты состоят из двух основных модулей — это спираль и равносторонний крест. Все, что вращается по часовой стрелке (по движению солнца) – это жизнь, а против часовой — это потусторонний мир. S и 8 – это символ бесконечности, он является таковым у всех народов мира. Жизнь — смерть, жизнь – смерть – это бесконечность», — уточняет дизайнер.

Ерлан Кожабаев в данный момент является членом жюри национального конкурса дизайнеров «ALTYN OIMAQ».

«В конкурсе «ALTYN OIMAQ» у многих дизайнеров я увидел орнаменты загробной жизни. Смотрю платье, а там орнамент со значением похорон, и со смыслом «пусть в загробном мире Тенгри тебя хранит». Это происходит от незнания семантики орнамента. Если рассмотрим юрту, то мы увидим сферу, небо.

На самом верху находится шаңырақ – круг символизирует солнце, крест на шаныраке – символ бога Тенгри. Уыки — символ божественной энергии, Нур. Унины идут от солнца (шаңырақ) как лучи, ниже находится кереге – символ земной жизни. Квадрат — символ земной жизни — означает четыре угла и четыре стороны мира», — рассказывает Ерлан Кожабаев.

По его словам, в казахском орнаменте нет фона.

«Равенство, форма и контрформа абсолютно равны. Отличается только цветом. Наши предки прекрасно понимали, что выше законов природы нет ничего. И поэтому законы природы и космоса были главными ориентирами их жизни.

Если все это будут знать дизайнеры, они будут правильно использовать орнаменты в своих работах. Ведь в казахских орнаментах есть все, это шифр со скрытым значением», — делится автор книги «Казахский орнамент».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here