Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по Жамбылской области провел внешний анализ коррупционных рисков в деятельности местных исполнительных органов в сфере социальной защиты населения. По результатам проведенного анализа в Управлении координации занятости и социальных программ акимата Жамбылской области и в его подведомственных подразделениях выявлен ряд коррупционных рисков.
«Санаторно-курортного лечения инвалидам и детям-инвалидам предоставляется местными исполнительными органами согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида через самостоятельное обращение в отделения Государственной корпорации «Правительство для граждан» и отделы занятости. Однако Управлениемкоординации занятости и социальных программ акимата Жамбылской области никаких мероприятий по извещению инвалидов и детей инвалидов, по предоставлению санаторно-курортного лечения не проводилось. Не была доведена информация, посредством открытых источников, о порядке предоставления данного вида льгот, информация о поставщиках оказывающих данные услуги, а такжедругая интересующая информация, что свидетельствует об отсутствии прозрачности»- отметил в ходе брифинга главный специалист Департамента Р.Джакыпбеков.
Как добавил спикер, проведенным анализом также установлено, что оплата поставщикам, обеспечившим инвалидов и детей инвалидов санаторно-курортным лечением, осуществляется на основании представленных поставщиками актов выполненных работ, в которых указываются только количество и личные данные пролеченных инвалидов. Тогда как, достоверно установить факт получения санаторно-курортного лечения, возможно, лишь в ходе личной или телефонной беседы с самим инвалидом, либо его представителем. Однако и в этом случае, не урегулированы вопросы посещения оздоровительного учреждения непосредственно самим инвалидом, а не его родственником либо знакомым.
Так, согласно представленных данных, в 2020 году санаторно-курортное лечение, осуществлялось оздоровительными учреждениями санаторием «Аксу — Жабаглы», который посетили — 1 442 инвалидов, на общую сумму 159 344 379,9 тенге, лечебно—оздоровительным центром «Самал», который посетили — 674 инвалидов на общую сумму 73 116 492,78 тенге.
Процесс предоставления последующей оплаты данной льготы, показало на наличие коррупционных рисков, в виде возможного сговора между сотрудниками отделов занятости, Управления и непосредственно поставщиками, с целью хищения бюджетных средств, путем внесения искаженных данных в акты выполненных работ.
«Согласно представленных данных, из 2 116 лиц, получивших санаторно-курортное лечение в 2020 году:инвалиды I группы – 255; инвалиды II группы – 664;инвалиды III группы – 1 167; дети инвалиды — 14; инвалиды участники ВОВ – 1; инвалиды, приравненные к участникам ВОВ – 15. То есть, от общего количества инвалидов получивших санаторно– курортное лечение, доля инвалидов I группы составляет всего лишь 11,2 %. Причиной низкой посещаемости оздоровительных учреждений, инвалидами I группы и детьми инвалидами — является отсутствие в Правилах предоставления льгот норм, по возмещению средств сопровождающим лицам. В данном случае необходимо учитывать тот факт, что большинство инвалидов, из числа семей с небольшим уровнем заработка. В свою очередь отсутствие средств по возмещению расходов, сопровождающих лиц, сводит к минимуму, возможность получения санаторно-курортного лечения инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, слухового аппарата, инвалидами по зрению, а также детьми инвалидами»- отметил Рауан Джакыпбеков.
Более того, выявлен факт коррупционный риск неправомерного отказа в выдаче и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода.
Р.Джакыпбеков: « В ходе анализа, выявлены факты необоснованной оплаты услуг личных помощников, за фактически не оказанные услуги. В частности, согласно полученным данным о лицах, содержащихся в специальных социальных учреждениях, установлено, что инвалид I группы гражданин Д., в период с 14 февраля по 21 сентября 2020 года, проходил лечение в Жамбылском областном центре реабилитации и адаптации инвалидов. Отделом занятости и социальных программ акиматаЖуалынского района, личному помощнику инвалида гражданке А., осуществлена оплата за услуги личного помощника, в общей сумме более 114 000 тенге. Аналогично, инвалид I группы гражданин У., с 7 по 26 февраля 2020 года, проходил лечение в указанном учреждении. Тогда как, отделом занятости и социальных программ акимата города Тараз, личному помощнику гражданке С., произведена оплата за услуги помощника в указанный период в полном объеме на сумму 25 600 тенге. Тем самым, указанные факты свидетельствуют о необоснованных выплатах за фактически не оказанные услуги».
По итогам проведенного внешнего анализа коррупционных рисков, была составлена аналитическая справка с выявленными и другими коррупционными рисками, и даны конкретные рекомендации по их устранению.