Пилотный проект «Дети — детям. Музейная педагогика» реализуется в Таразе
Итоги первого года деятельности пилотного проекта «Дети — детям. Музейная педагогика» подведены в Таразе, передает ИА «ZhambylNews» .
Областным центром проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий при управлении образования акимата Жамбылской области в рамках реализации проекта «Рухани жаңғыру» 14 сентября была проведена форсайт-сессия «Оценка качества реализации пилотного проекта «Музейная педагогика» в контексте программы «Рухани жаңғыру».
В этом приняли участие руководители кружков по краеведению при областном детско-юношеском центре, учителя географии и краеведения, представители филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Жамбылской области», фонда заповедника-музея «Памятники древнего Тараза», представители областного историко-краеведческого музея Жамбылской области, СМИ и телевидения.
Цель форсайт-сессии — определение приоритетных стратегических направлений краеведческой деятельности в долгосрочной перспективе в рамках проекта «Дети-детям. Музейная педагогика»; обмен опытом ведения краеведческой работы.
Задачи — предоставление современных сведений, опыта в области краеведения; мотивация на внедрение новых педагогических технологий в педагогический процесс.
Перед началом сессии гостям была проведена экскурсия по зданию, затем — в новый, летом открывшийся, IT-кабинет, они познакомились с материалами выставки по скрап-букингу.
Оркестр домбры и барабанщиков ансамбля «Бозторгай» открыл отчетную часть сессии. Первыми выступили эксперты проекта.
Модератор форсайт-сессии Ольга Сагандыкова назвала значимые проекты за последний год. Так, 2 ноября 2017 года на базе СШОД состоялась первая форсайт-сессия по разработке проекта «Музейная педагогика». 12 ноября 2017 года на базе СШОД состоялся первый областной Форум юных экскурсоводов и краеведов. 21 ноября 2017 года – презентация проекта «Музейная педагогика» на Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей: потенциал и стратегии развития» в Петропавловске. 15 декабря 2017 года была презентация проекта на 1-ом Республиканском этнокультурном Форуме «ҰЛЫ ДАЛА ЕЛІ». Апрель-май 2018 – реализация проекта «Музейная педагогика» в районах. 14 сентября 2018 года — вторая форсайт-сессия «Оценка качества реализации пилотного проекта «Музейная педагогика» в контексте программы «Рухани жаңғыру».
— Такие проекты, как «Мұражай педагогикасы», являются крайне важными и особенно значимыми в контексте Программной статьи Президента «Рухани жаңғыру». Главной целью в проектах является сохранение духовной культуры, традиций, историко-культурного наследия нашей страны, приобщение подрастающего поколения к этой культуре и воспитание патриотических чувств к своей малой и большой Родине. Мы обязаны и в дальнейшем всецело способствовать реализации таких проектов, их дальнейшему развитию. Мы увидели искренний энтузиазм музейных работников в оказании методической помощи в проведении интерактивных уроков на базе районных историко-краеведческих музеев, — продолжила выступление замдиректора Жамбылского областного историко-краеведческого музея Галия Алимжанова.
Сотрудники музея выложили все: интересные экспозиции, необычные экспонаты, богатые фонды и многочисленные издания библиотеки.
Наш музей предлагает организациям образования следующий проект: популяризации экспозиционных материалов областного музея через передвижную выставку. Эта выставка состоит из лучших экспонатов, живых источников краеведческой информации, доступных архивных документов, литературных и интернет-источников.
Большой интерес вызвала презентация учебно-методического комплекса «Өлкетану» — по краеведению «Люби и знай свой край» для 5-7 классов общеобразовательных школ, которую представила Елена Рянзина, учитель географии высшей категории СШ №31 г. Тараза. Она рассказала об инновационных формах краеведческой работы с учащимися и о создании виртуальных учебников по географии и краеведению.
— «Музейная педагогика» — одно из важных направлений в работе с детьми, которое помогает им познавать свой край, воспитать патриотизм. Это перспективное направление. Дети должны знать историю своей семьи, своей улицы, города. Проект должен жить плодотворно и весьма продуктивно! Мы наметили в феврале 2019 года провести этот конкурс по районам, а на очередном Форуме юных экскурсоводов и краеведов подвести итоги. Детям необходимо предоставить максимальные возможности по изучению своей Родины! — отметила Елена Рянзина.
С докладом «Перспективное развитие туристических и исторических объектов Жамбылской области» выступила Анна Крокошева, главный хранитель фонда заповедника-музея «Памятники Древнего Тараза». В заключение своего выступления она заверила, что сотрудники заповедника-музея всегда рады помочь в проведении всевозможных исследований по научным проектам. Все залы и филиалы их центра всегда готовы встретить юных патриотов нашей области. Отметила, что творческий конкурс прививает интерес к познанию истории родного края, к конкретным личностям и событиям. Сегодня наступило время, когда данный проект нужен для налаживания творческих и научных связей между образовательными и культурными учреждениями. Ведь юные исследователи для себя откроют много нового и интересного в истории родного края.
Не менее интересным было выступление педагога специализированной школы для одаренных детей на трех языках обучения Гулназии Рысжановой. Она поделились опытом по теме « Исследовательская деятельность в краеведении». Работа по проекту предполагает целый комплекс краеведческих знаний: исторических, историко-экономических, историко-культурных, географических. В основе работы по проекту лежит совместная исследовательская деятельность ученика и учителя. Она представляет собой кропотливую работу в музеях и архивах города и области, изучение научно-популярной и научной литературы, публикаций в местной печати, личные встречи с интересными людьми. Ученики фактически выступают в роли ученых-исследователей, берут интервью, делают фоторепортажи с места событий и презентации, а собранный материал оформляют в исследовательские работы.
Шынар Тойганбекова, к.п.н., профессор, зав. кафедрой информационной методики преподавания филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Жамбылской области, рассказала в своем докладе об «Использовании регионального компонента в экскурсионной деятельности педагога».
— 2018 год в Казахстане – год 100-летия дополнительного образования детей,- рассказывает Шынар Тойганбекова. — В честь знаменательной даты Жамбылский ОВРПО организовал целый ряд мероприятий в рамках «Рухани жанғыру». Будучи социокультурным институтом, музеи объединяют поколения, формируют духовность людей, их достоинство, патриотизм. Современная национальная доктрина РК предполагает формирование гражданского полиэтнокультурного социального общества, обеспечивающего историческую перспективу казахстанской государственности.
Музейная педагогика является одной из инновационных педагогических технологий в деятельности музеев. Практическая значимость проведения конкурса по музейной педагогике определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке новых образовательных программ в рамках «Краеведения» с использованием регионального компонента и других программ, направленных на удовлетворение познавательно-рекреационных потребностей юношества, осуществляется в нетрадиционных формах научно-просветительской деятельности музея. Основная задача здесь — формирование мировоззрения и системы ценностей, демократизация общества и социализация, развитие творческой активности личности, формирование национального, регионального и профессионального самосознания, обеспечение исторической преемственности и расширение возможностей человеческого познания.
Функция образования и воспитания позволяют на основе реальных духовных и материальных документов, памятников, раритетов осуществлять преемственность поколений, социализацию личности, общества в целом. Она основана на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной музейной работы. Целью её является выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно-воспитательных и эстетико-воспитательных задач.
Также Ш. Тойганбекова предложила участникам форсайт-сессии создать сборник по итогам первого конкурса «Мұражай педагогикасы»; оказать методическую помощь в организации и проведении семинара по краеведению для педагогов дополнительного образования; всех победителей и призеров первого конкурса пригласила для участия во втором Республиканском этнокультурном Форуме «ҰЛЫ ДАЛА ЕЛІ».
Работу форсайт-сессии продолжили отчеты и анализы участников проекта из районов. В первом проекте участвовали следующие районы: Мойынкумский, Кордайский, Меркенский, Шуский, Т. Рыскуловский, Байзакский. Ими были представлены интересные и развернутые отчеты о прохождении конкурса в их крае.
Участники семинара, рассмотрев широкий круг вопросов, касающихся развития краеведения, заполнили оценочные листы, написали свои предложения и получили сертификаты участия.
По итогам форсайт-сессии были выработаны рекомендации: провести семинар по краеведению для педагогов дополнительного образования; усилить межведомственное взаимодействие в вопросах краеведения; создать сборник по итогам первого конкурса «Мұражай педагогикасы»; победителям и призерам первого конкурса подготовить доклады ко второму Республиканскому этнокультурному Форуму «ҰЛЫ ДАЛА ЕЛІ»; выявлять наиболее интересные краеведческие работы обучающихся, популяризировать их.
— Поздравляем участников Форсайт-сессии, желаем дальнейших творческих успехов в деле духовно-нравственного развития подрастающего поколения, воспитания патриотизма на основе отечественных традиций и ценностей, — подвели итоги встречи.
Фото — Ольги Сагандыковой