Премьера спектакля «Мать Найман» состоялась в Жамбылской области

0 20

Премьера спектакля «Мать Найман» состоялась в Жамбылском областном русском драматическом театре, сообщает информационное агентство «ZhambylNews» .

В Таразе с успехом состоялась премьера спектакля Султана Раева и Нурлана Абдыкадырова «Мать Найман», это притча-драма, инверсия по роману «И дольше века длится день» знаменитого во всем мире киргизского писателя Чингиза Айтматова.

В спектакле показана некая тоталитарная страна в Средней Азии, в полупустынном климате. Граница, проходящая глубоко в каждом, граница между духовным началом и бездушием, совестью и мракобесием, между своим мнимым и истинным Я.

Брошенные матери, прогнанные за территорию администрации, бродят по пустыне по другую сторону проволоки, где все же сохранилась человеческое начало. А также матери, которым предстоит быть брошенным на параде, приходят к сыновьям, чтобы помочь им найти будущее. Они сохранили имя святой Матери Найман, как символ связи с традициями и корнями своего народа.

Справка. 

«И дольше века длится день» — первый роман Чингиза Айтматова. Опубликован в 1980 году в журнале «Новый мир». Позже издавался под названием «Буранный полустанок». В 1990 году в журнале «Знамя» вышла «повесть к роману» «Белое облако Чингисхана», впоследствии вошедшая в состав романа.

Прообразом Буранного полустанка является железнодорожная станция Торетам около космодрома Байконур, названная в честь похороненного вблизи неё (на окраине современного города Байконур) шейха Торе-Баба, представителя рода торе (потомки чингизидов).

В романе фактически два героя — Буранный Едигей и Каранар, воспитанный им верблюд.

Между Человеком и верблюдом, объединяя их в природно-родовое миропонимание, — пласт мифов: то ли древних, то ли восхитительно сочинённых писателем-мифотворцем. Это предания: о кладбище Ана-Бейит (Материнский упокой), о том, как жестокие жуаньжуане учиняли пленникам операцию по удалению памяти и превращали в рабов-манкуртов, как Найман-Эне на белой верблюдице Акмае пыталась воскресить память сына-манкурта, и как тот убил мать…

Режиссером-постановщиком спектакля стал Нурлан Абдыкадыров, заслуженный деятель искусств Кыргызской Республики, лауреат молодежной премии имени Ч. Айтматова, дипломант «За гражданское мужество» международного кинофестиваля «Новое кино» .

Художником-постановщиком стала Рахат Сапаралиева.

После показа спектакля Султан Раев выступил с приветственным словом, и благодарностью коллективу Жамбылского областного русского драматического театра за удачную постановку.

С ответным приветственным словом выступили руководитель управления культуры, архивов и документации акимата Жамбылской области Дуйсен Быкыбаев и директор русского театра Акылдос Тажиев.

Фото — Ирины Кожухаровой и управления культуры акимата Жамбылской области

Leave A Reply

Your email address will not be published.