Bloomberg назвал Шаяхметову спасительницей казахстанских банков

0 13

Как известно, историческая операция по спасению банков Казахстана, начавшаяся почти десятилетие тому назад, стала возможной лишь благодаря решению высшего политического руководства страны подключить ресурсы Национального фонда. Как выясняется из данных Нацбанка, говорить о ее успешном завершении все еще рано, передает сайт 365info.kz.

За счет государства быть спасателем легко и недорого

Свою публикацию авторы «Bloomberg» озаглавили как «Meet the Woman ChargedWith Saving Kazakhstans Banking System», что в переводе означает:

встречайте женщину, ответственную за спасение банковской системы Казахстана

Уже здесь присутствует явное преувеличение, поскольку даже сама г-жа Шаяхметова вряд ли взвалила на свои плечи такую ношу. Весьма преувеличено и другое утверждение в лиде материала: «После декады финансового беспорядка Казахстан смотрит на главу крупнейшего банка для восстановления здоровья банковской системы». Конечно, никто не спорит, что Народный банк Казахстана сейчас стал безусловным лидером нашего банковского сектора. Но и этому гиганту не по силам в одиночку без государственной поддержки «излечить» всю финансовую систему от накопившихся в ней проблем.

Показательно, что

«Народный» не решался на покупку своего главного конкурента «Казкоммерцбанка» до тех пор, пока государство не выделило 2,4 трлн тенге

на выкуп через «Фонд проблемных кредитов» огромной массы «плохих» активов «Казкома». Последнему они достались в наследство от «БТА Банка». Для «Народного» такая сумма была просто непосильной. И только после «очистки» «Казкома» за счет господдержки из Нацфонда «Народный» смог мобилизовать необходимые средства и приобрести конкурента. Для этого потребовались по 1 тенге на покупку акций у крупных акционеров ФНБ «Самрук-Казына» и Кенеса Ракишева плюс 185 млрд тенге на докапитализацию «Казкоммерцбанка».

Но даже при такой мощной поддержке со стороны государства госпожа Шаяхметова призналась в интервью «Bloomberg», что осуществить сделку было непросто. Только сейчас она стала спать лучше, хотя с интеграцией двух банков осталось еще много проблем. Кстати,

План по слиянию двух банков «Bloomberg» приписывает именно ей, хотя по завершении сделки она занимала иную позицию

Так, на пресс-конференции в августе прошлого года г-жа Шаяхметова ясно заявила – в ближайшее время присоединение или ликвидация «Казкоммерцбанка» не предусматривается, в планах лишь объединение его дочернего банка в России с действующей там «дочкой» «Народного» и интеграция части операционных процессов. Такая позиция выглядела вполне разумной, поскольку

и после «очистки» «Казкоммерцбанка» за счет денег Нацфонда его ссудный портфель все еще не выглядел таким уж здоровым

С другой стороны, на быстро сужающемся местном рынке конкуренция «Народного» с его новой «дочкой» также не имела какого-либо смысла.

Неудивительно, что уже через несколько месяцев после августовской пресс-конференции г-жи Шаяхметовой

Совет директоров «Народного банка Казахстана» скорректировал заявленный ею интеграционный курс

и принял решение о присоединении «Казкоммерцбанка».

Напомним, в состав Совета в качестве независимых директоров входят такие отечественные тяжеловесы-финансисты, как

  • Александр Павлов,
  • Анвар Сайденов,
  • Арман Дунаев в компании с иностранцами
  • Фрэнком Кайларсом и
  • Кристофом Рёлем.

Интересы ключевого акционера банка – АО «Холдинговая группа «АЛМЭКС» — в Совете представляет Мажит Есенбаев. Входит в его состав по должности и г-жа Шаяхметова.

Forbes не разделяет оптимизм Bloomberg

Решение Совета директоров «Народного» в «Bloomberg» оценивают весьма оптимистично, в качестве аргумента ссылаясь на намерение г-жи Шаяхметовой предложить выплату первых с 2015 года дивидендов его акционерам и готовность начать жизнь банка с чистого листа. Вторят ей и зарубежные аналитики. К примеру, Эндрю Кили из лондонского офиса «Sberbank CIB» утверждает, что банковский сектор Казахстана возвращает себе форму, «БТА Банк» окончательно сошел с цены, а ряд участников рынка был рекапитализирован.

Этот оптимизм разделяют и некоторые отечественные деловые СМИ. К примеру, журнал «Forbes Kazakhstan» в недавно вышедшем номере, где совладелец «Народного» Тимур Кулибаев назван бизнесменом 2017 года, покупку им «Казкоммерцбанка» назвал «сделкой десятилетия», а «Halyk Group» — самой влиятельной финансово-промышленной группой в нашей стране. При этом о стратегической роли г-жи Шаяхметовой в этой сделке казахстанское издание в отличие от «Bloomberg» не говорит ничего. Кроме того, за счет интеграции страховых «дочек» двух банков группа вышла на первое место еще и в страховании, что конечно же, ставит отечественную финансовую систему в весьма уязвимое положение в случае очередного кризиса, не говоря уже о возможных политических рисках.

Статистика не радует

Но в реальности, судя по данным Нацбанка о результатах работы участников рынка на начало 2018 года,

присоединение «Казкоммерцбанка» к «Народному», вероятно, может потребовать вливаний со стороны государства

Дело в том, что именно этот тандем лидирует по объему «плохих» кредитов с просрочкой платежей по ним более 90 дней. У «Казкоммерцбанка» на 1 января их было на сумму 473,7 млрд тенге, что составило 29,59% от его ссудного портфеля, а у «Народного» — 200,2 млрд тенге (7,56%). Учитывая, что совокупный объем таких кредитов составлял в банковском секторе 1,265 трлн тенге, нетрудно подсчитать долю, приходящуюся на этот тандем, — 53,3%.

Связка «Народный» — «Казком» лидирует и по размеру просроченной задолженности по кредитам,

включая просроченное вознаграждение. На «Казкоммерцбанк» приходилось 558,5 млрд тенге, на «Народный» — 244,9 млрд тенге из общей суммы по банковскому сектору в 1,568 трлн тенге, или 51,2%.

Учитывая, что перспективы оздоровления этой проблемной массы пока туманны, а ресурсы «Народного» относительно невелики для решения этой задачи, его

влиятельным акционерам остается лишь уповать на новую порцию господдержки

Кстати, в 2009 году государство и вовсе вошло в капитал этого банка. Тогда ФНБ «Самрук-Казына» приобрел крупный пакет его акций, влив 60 млрд тенге.

Напомним, что именно в ту суровую пору г-жа Шаяхметова возглавила «Народный», а ее предшественник на этом посту Григорий Марченко во второй раз был назначен председателем Нацбанка и сразу же, в феврале 2009 года, провел одномоментную девальвацию тенге. Такой вариант не исключен и сегодня, ведь руководитель «Народного» уже давно успешно полемизирует с руководством центрального банка по вопросам стратегического развития банковского сектора, и

по карьерным параметрам г-жа Шаяхметова вполне способна сменить Данияра Акишева в Нацбанке

Еще один «вирус», который может подхватить «Народный» в результате присоединения к нему «Казкоммерцбанка», это огромный убыток последнего, в 393, 2 млрд тенге, по итогам минувшего года. Для сравнения: прибыль «Народного» составила 154,2 млрд тенге, а еще одной его «дочки» — «Altyn Bank» — 9,4 млрд тенге. Как нетрудно подсчитать, убыток «Казкоммерцбанка» в 2,4 раза превышает полученную прибыль другими банками группы!

Нацбанк отчитался, но похоже, еще не вечер!

Даже если «Народный» и справится самостоятельно или с помощью господдержки с проблемами, которые несет ему присоединение «Казкоммерцбанка», вряд ли это радикально улучшит общее положение дел в банковском секторе страны. Ведь Нацбанк изначально и не собирался помогать средним и небольшим участникам рынка с размером собственного капитала менее 45 млрд тенге. А таковых набирается примерно половина от общего числа банков второго уровня – их на начало года насчитывалось 32. Всего же в программе по оздоровлению банковского сектора, одобренной правлением регулятора летом 2017 года, могли принять участие 15 банков (за исключением «дочек» инобанков). Но фактически воспользовались этой возможностью лишь 5 из них (см. статью «Кого хотел запутать Данияр Акишев в Москве?»):

  • «Цеснабанк»,
  • «Банк ЦентрКредит»,
  • «АТФБанк»,
  • «Евразийский банк» и
  • «Bank RBK».

Последний выделился тем, что надолго растянул размещение своих 15-летних облигаций на KASE, тогда как «Нурбанк» и вовсе отказался от запланированной поддержки Нацбанка.

Как бы то ни было, на недавнем расширенном заседании правительства г-н Акишев объявил о завершении упомянутой выше программы повышения устойчивости банковского сектора в части мер по докапитализации крупных банков. С 7 февраля прекращено рассмотрение заявок участников рынка, а уже поступившие до этого срока не будут рассматриваться регулятором. При этом председатель Нацбанка заметил, что на участие в программе претендуют и небольшие банки, которые нуждаются в дополнительной капитализации и не представляют угрозы для общей финансовой стабильности. Он также заявил, что «Казкоммерцбанк» полностью оздоровлен. В заключение г-н Акишев оптимистично заявил:

«После реализации поддержки банков мы переходим к мерам устойчивого развития сектора».

Но всем понятно, что говоря об устойчивом развитии сектора, глава Нацбанка немного лукавит — до этого еще весьма и весьма далеко. Проблем у банковского сектора хватает. И в такой напряженной обстановке оптимистические заявления и оценки выглядят явно преждевременными.

Автор — 

Leave A Reply

Your email address will not be published.