По итогам 5 месяцев производство продуктов нефтепереработки достигло в стоимостном выражении 335,8 млрд тенге — на 21,6% больше, чем годом ранее. Такие данные приводит energyprom.kz.
Почти 84% производства пришлось на ключевые регионы-нефтепереработчики — Атыраускую область (здесь расположен Атырауский нефтеперерабатывающий завод — АНПЗ), Павлодарскую (в области работает Павлодарский нефтехимический завод — ПНХЗ) и Туркестанскую (где размещен Шымкентский нефтеперерабатывающий завод «ПетроКазахстан Ойл Продактс» — ПКОП).
В натуральном выражении заметно увеличился выпуск бензина, включая авиационный — сразу на 9% год-к-году, до 1,42 млн тонн, и керосина, включая реактивное топливо — на 12,7% за год, до 92,3 тыс. тонн. Производство дизтоплива, напротив, сократилось на 5,1%, до 1,8 млн тонн.
Согласно данным Минэнерго, уже два завода в РК модернизировались (АНПЗ и ПНХЗ), мощности увеличились, заводы перешли на Евро-4 и Евро-5. В августе-сентябре планируется введение в строй модернизированной части Шымкентского НПЗ, соответственно, выработка бензина еще вырастет. По словам главы Минэнерго Каната Бозумбаева, к середине июня запасы бензина АИ-92 в стране составляли более 340 тыс. тонн и увеличились на 15 тыс. тонн всего за неделю.
С учетом излишков собственного бензина, потребность в импорте сегодня отсутствует. Для поддержки отечественных производителей Минэнерго работает над вводом временного (на три месяца) запрета на ввоз российского бензина в РК по железной дороге. Глава ведомства подчеркнул, что временный запрет не повлияет на цены на бензин в стране.
Также Казахстан намерен активно развивать экспортное направление в секторе. Заместитель председателя правления АО НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов, выступая на международной конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2018» в Астане сообщил, что к концу 2018 года Казахстан может суммарно экспортировать 300−400 тысяч тонн бензина. В 2019 году, если объемы загрузки заводов будут соответствовать заявленным планам, экспорт составит 1−1,2 млн тонн бензина.
Напомним, чтобы превратиться из импортера в экспортера бензина, Казахстану нужно урегулировать вопрос законодательно: пока, по соглашению с РФ, экспорт светлых нефтепродуктов из РК запрещен до 1 января 2019 года. Таким образом Россия защищала себя от реэкспорта нефтепродуктов из РК. Впрочем, сегодня эти ограничения, введенные в РК с 2008 года, намерены отменить — уже осенью. Казахстан планирует запустить экспорт бензина в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.
Пока по итогам I квартала 2018 года внутренний рынок РК обеспечивался отечественными производителями бензином — на три четверти, дизелем — более чем на 90%.
К лету литр наиболее популярного бензина АИ-92 обходился казахстанцам в 158,5 тенге за литр — на 11,5% дороже, чем годом ранее, хотя и на 1,7% дешевле, чем месяц назад.
АИ-95/96 также подешевел к апрелю на 1,7%, однако вырос в цене за год на 12,9%, до 175,3 тенге за литр в мае 2018. Цены на АИ-98 за месяц практически не изменились, за год — выросли на 16,6%, до 192,4 тенге за литр. Летнее дизельное топливо подорожало к апрелю на 2,6%, год-к-году — на 24,7%, до 169,3 тенге за литр по итогам мая.