7 забытых казахских традиций
У казахского народа всегда было немало хороших и интересных обычаев. Многие из них соблюдаются и по сей день, но часть ушла в прошлое и позабылась. Портал weproject.kz собрал традиции, которые свято соблюдались в давние времена, но позабылись в современности. Все они выражали уважение и заботу.
Так, например, в степи в основном занимались разведением скота, но были и группы, которые жили за счет рыболовства и земледелия. Существовал обычай, согласно которому при распределении доходов часть их отдавалась малоимущим, сиротам, инвалидам или семьям, потерявшим кормильца.
Например, у скотоводов этот обычай назывался көгендік, у земледельцев — кеусен, а у рыбаков — өли сыбаға. Традицию соблюдали неукоснительно, и никто не возражал против ее проведения. Еще один обычай, шүлен тарату, проводили состоятельные люди перед подготовкой к зиме.
Человек, который планировал провести этот обычай, собирал у себя бедняков и раздавал им скот, деньги, одежду и другое.
Обычай ат тергеу касался женщин. Так, согласно ему, замужняя женщина никогда не называла старших родственников мужа по имени. Она должна была придумать прозвищабратьям и сестрам супруга.
А те, в свою очередь, оценивали ее умение сравнивать, находчивость, безобидность подобранных прозвищ. Прозвища должны были соответствовать характеру каждого члена семьи.
Еще один женский обычай – шаш өру. Незамужние девушки заплетали волосы в одну косу, а когда выходили замуж – снохи заплетали молодой келин волосы в две косы. Смысл этого обряда состоял в том, что теперь девушка не одинока, она приобрела статус замужней женщины.
Накануне отъезда девушки к жениху, невеста ездила ко всем родственникам, как бы прощаясь с ними, и пела сынсу – песнь о горькой девичьей судьбе. Родственники угощали ее разными блюдами, а на память дарили подарки.
После этого родители девушки устраивали ей прощальный вечер, на котором рвали материю и раздавали лоскуты гостям. Обычай назывался жыртыс, а ткань заранее привозил жених и отдавал будущей теще.
Другой обычай, көгентүп, касался детей. Когда семья отправлялась в гости к родственникам с ребенком, в каждом доме, где впервые побывал малыш, его одаривали жеребенком, верблюжонком или ягненком.
Подарки вообще нередко дарились в степи. Так, на обычай жиенқұйрық имели право только родственники по женской линии. Такого родственника называли жиен, а братья и сестры его матери для него являлись нагашы.
Жиена всегда встречали как дорогого гостя, его приход был событием, а в доме у нагашы он мог попросить любую вещь, которая ему понравилась, независимо от ее стоимости. Хозяева не могли отказать гостю. Но количество желаний было ограничено – всего три.
Девочкам в 9 лет, а иногда и раньше, проводили прокалывание ушей — құлақ тесу. Делалось это серебряным шилом и двумя зернышками проса. После прокола в уши вдевались шелковые нити, а когда ранки заживали, нити убирались и вместо них вдевали маленькие серьги из серебра, иногда – с перламутром.
Этот обряд означал различие полов, так как такой обряд приравнивался к обрезанию у мальчиков. Также устраивался праздник в честь девочки, домой приглашали гостей.
Еще один интересный ритуал был связан с детьми. Назывался он иткөйлек. Одну из рубашонок, которую надевали новорожденному в первые 40 дней, использовали для этого обычая. В нее заворачивались сладости, затем рубашку привязывали к шее аульной собаки и отпускали пса.
Дети бросались с шумом ловить собаку, бегая за ней по всему аулу, а поймав, делили сладости. Бездетные женщины торопились к детям, чтобы получить иткөйлек, а взамен давали им еще сладости и деликатесы. Считалось, что иткөйлек принесет бездетным удачу и у них тоже родится малыш.