В Казахстане планируют публиковать декларации доходов чиновников и их родственников
С 1 января 2020 года в Казахстане вводится всеобщее декларирование доходов и расходов физических лиц. В агентстве по делам госслужбы разъяснили причины внедрения данной инициативы и отметили, что планируют в открытом доступе публиковать декларации госслужащих и других лиц, являющихся субъектами антикоррупционного законодательства и их родственников, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу АДГСПК.
«Введение системы декларирования активов, предусмотренное Антикоррупционной стратегией РК на 2015-2025 годы, является одним из успешных методов сдерживания масштабов коррупционных проявлений», − подчеркнул заместитель директора департамента контроля в сфере государственной службы Агентства Дидар Смагулов.
Декларирование активов неразрывно связано с так называемой ответственностью за незаконное обогащение.
Незаконное обогащение — это значительное увеличение активов (недвижимости, автомобилей, денежных средств и т.п.) публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, происхождение которых оно не может объяснить. Это понятие предусмотрено 20-й статьей Конвенции ООН против коррупции, вступившей в силу 14 декабря 2005 года. Казахстан ратифицировал данный документ в 2008 году.
Таким образом, можно сказать, что введение системы всеобщего декларирования – это шаг в сторону установления ответственности за незаконное обогащение.
Системы декларирования действуют уже более 50 лет в развитых странах и обязывают быть подотчетными все группы населения, вне зависимости от степени их принадлежности к государственному аппарату.
АДГСПК будет проработан вопрос публичности и открытого доступа ко всем декларациям государственных служащих и других лиц, являющихся субъектами антикоррупционного законодательства и их родственников.
«Это позволит активизировать гражданское общество в сфере противодействия коррупции. В свете таких условий станут вполне резонными вопросы лицам, получающим официальный доход в 250 тыс тенге, но проживающим в огромных особняках и пользующимся дорогостоящими транспортными средствами, в десятки раз превышающими их доход», − отметили в агентстве по делам госслужбы.
Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрено отражение в декларации об активах и обязательствах информации о наличии в Республике Казахстан и за ее пределами:
− имущества, подлежащего государственной или иной регистрации, а также имущества, по которому права и (или) сделки подлежат государственной или иной регистрации;
− доли участия в жилищном строительстве;
− денег на банковских счетах;
− наличных денег, которые указываются в сумме, не превышающей предел 5880-кратного размера МРП, на сегодняшний день это 14 млн 847 тыс тенге;
− задолженности других лиц перед физическим лицом (дебиторской задолженности) и (или) задолженности физического лица перед другими лицами (кредиторской задолженности), за исключением задолженности банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, созданным в соответствии с законодательством РК о банках и банковской деятельности в Казахстане, − указывается в случае превышения совокупной суммы, равной 5880-кратному размеру МРП;
− прочего имущества.
Прочее имущество указывается по желанию физического лица с учетом следующих требований:
− драгоценные камни и драгоценные металлы, ювелирные изделия, изготовленные из них, и другие предметы, содержащие драгоценные камни и драгоценные металлы, а также произведения искусства и антиквариата указываются в случае превышения цены (стоимости) за единицу данного имущества 5880-кратного размера МРП, и наличия документов, подтверждающих стоимость такого имущества;
− биологические активы при наличии ветеринарного паспорта или иного документа, подтверждающего право собственности на такие активы;
− культурные ценности в случае их внесения в государственный реестр объектов национального культурного достояния в порядке, определенном законодательством РК о культуре;
− прочее имущество, при наличии документов, подтверждающих стоимость такого имущества, включая стоимость, определенную в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности, и (или) подтверждающих право собственности на такое имущество.