Комедии русских классиков в постановке московских режиссеров

0 195

В Жамбылском областном русском драматическом театре завершилась Творческая режиссерская лаборатория «Классика русскоязычной комедии». С 6 по 10 сентября три московских режиссера поставили три эскиза по произведениям Грибоедова, Тургенева и Чехова.


Проект организован Союзом Театральных Деятелей Российской Федерации, Центром поддержки русского театра за рубежом, при поддержке Россотрудничества в Казахстане (г.Нур-Султан). В рамках проекта к нам приезжали четыре специалиста –режиссеры-постановщики Оксана Половинкина (театральный институт им.Щукина), Григорий Артамонов (ВГИК) и Алексей Золотовицкий (ГИТИС) и Константин Горин – специалист организационно-творческого отдела СТД РФ, руководитель Центра поддержки русского театра за рубежом.
Цели этого международного проекта — культурное сотрудничество в рамках программы «Современная казахстанская культура в глобальном мире», повышение профессионального уровня артистов и обмен опытом, а также развитие и популяризация театрального искусства через произведения русской классики.
Режиссеры были подобраны Союзом театральных деятелей России. Проект имеет два направления: режиссерские лаборатории и командировки специалистов. Работа творческой лаборатории в свою очередь тоже разделена на два этапа. Первый этап завершился: были поставлены три не связанных между собой эскиза. Следующим этапом станет превращение одного из набросков в полноценный спектакль в 2023 году в заранее обговоренное время.
Итак, выпускник Всероссийского государственного института кинематографии, режиссер Дома театра из Москвы Григорий Артамонов взялся за постановку второго действия комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Это его первый опыт участия в лаборатории, и весьма удачный. За четыре дня работы Григорию удалось создать яркий и веселый эскиз, раскрыв артистов с новой стороны. По сюжету Фамусов со слугой Петрушкой записывает свои дела в календарь. Входит Чацкий. Он придерживается новых, «прогрессивных» взглядов на жизнь. Старику Фамусову не нравятся нападки Чацкого на «нормы» дворянской жизни, по которым живут все вокруг. В это время в гости к Фамусову приходит полковник Скалозуб. Хозяин принимает его с особым почтением, так как надеется выдать за него Софью. Девушка видит в окно, как ее любимый Молчалин падает с лошади. От волнения с ней случается обморок. По ее реакции Чацкий замечает, что Софье нравится Молчалин. Выясняется, что он просто ушиб руку и нет причин для волнений. Молчалин в свою очередь признается в любви служанке Лизе, которая любит слугу Петрушу. Зрители очень тепло приняли работу Г.Артамонова, отметив, что такое оформление классики возродит в детях любовь к чтению великих произведений.
Выпускник факультета журналистики МГУ и режиссерского факультета Российского государственного института театрального искусства – ГИТИСа Алексей Золотовицкий взял за основу произведение Ивана Тургенева «Где тонко, там и рвется». Показ эскиза проходил в репетиционной комнате театра, там же шла подготовка. Решение постановки – камерное. В спектакле задействовано всё пространство: обыгрывались предметы быта – холодильник, микроволновая печь, светильники, вентилятор, мебель, играли в пьесе окна и двери, и даже зрители стали участниками интерактива. По сюжету пьесы молодая дочь помещицы госпожи Либановой, Вера Николаевна, которая не имеет отбоя от женихов, влюблена в 26-летнего соседа Евгения Горского. Но он не делает девушке предложение, а ведет себя всё время по-разному, что приводит Веру в замешательство. Горский не может определиться в своих чувствах и боится связывать себя, несмотря на влюбленность. Но девушке нужна ясность. Измученная Горским, Вера даёт согласие влюбленному в нее Станицыну – робкому и неуклюжему соседскому помещику.
По словам режиссера-постановщика представленный эскиз — это «лишь первое впечатление от пьесы», некое субъективное видение, пропущенное через призму собственной интерпретации. Миниатюра получилась весьма необычной и весёлой: зрительский смех практически не умолкал. Алексей Золотовицкий сам является музыкантом, артистом театра и кино. Он делится: «Я люблю работать в театральных молодежных проектах. Для меня творческая лаборатория — это своеобразная территория свободы и поиска, где не только каждый актер черпает все лучшее от режиссера, но и режиссер учится полезному у актера».
Третий эскиз – детище режиссера Оксаны Половинкиной, окончившей Театральный институт имени Бориса Щукина. Она участвует в творческих режиссерских лабораториях не впервые. Был опыт работы в Москве, Петербурге, Белгороде и Татарстане. Оксана – наша землячка, родилась в Талгаре. Она является руководителем молодежного театра «Спичка», которому исполнилось 12 лет. В рамках проекта она создала эскиз по ранним работам Антона Чехова, озаглавив его «Роман с контрабасом», по названию одного из рассказов. Действие начинается с чеховских «Дачников»: супружеская пара сидит на перроне, наслаждаясь спокойствием и окружающей красотой. Они смакуют последние минуты тишины перед приездом целого табора родственников – непрошенных гостей, которых они встречают с вынужденным «милости просим». Всем знакомая жизненная ситуация перетекает в историю, давшую название эскизу. Музыкант Смычков решает искупаться в реке. Пока он наслаждается прохладой воды и любуется красивой рыбачкой, сидящей на берегу, кто-то крадет его одежду. Прикрывшись футляром от контрабаса, он решает дождаться темноты. Тем временем задремавшая девушка просыпается и замечает, что поплавок за что-то зацепился. Она ныряет и обнаруживает на дне прицепленный Смычковым букет. По воле случая её вещи тоже исчезают. Кажется, двое везунчиков нашли друг друга. Третья история взята из рассказа «Жених и папенька». Петр Милкин решает объясниться с отцом своей Настеньки о том, что вскоре уезжает. Папенька обвиняет нерадивого жениха в обмане и велит жениться. Тогда юноша придумывает причины, лишь бы доказать свою несостоятельность. Он называет себя запойным пьяницей, сумасшедшим, взяточником, и признаётся, что состоит под судом. Но папенька непреклонен: «Если Настенька вас любит, то и в Сибирь за вами поедет!». У Оксаны Половинкиной получился своеобразный микс из чеховских рассказов. По её словам, хотелось поработать со светлыми произведениями писателя, наполненными добрым юмором и непринужденностью.
Десятого сентября после просмотра и обсуждения поставленных миниатюр, директор театра Акылдос Тажиев вручил Благодарственное письмо от имени руководителя управления культуры архивов и документации акимата Жамбылской области Ерлана Жүнісбай для руководителя Союза театральных деятелей Российской Федерации Александра Калягина. А также Благодарственные письма за высокий профессионализм от коллектива театра были вручены режиссерам-постановщикам, за проявленную инициативу в совместном проекте – руководителю Центра поддержки русских театров за рубежом Константину Горину. Среди сильнейших режиссеров сложно определить лучшего: каждый из них показал высокое мастерство и талант. Эскиз, над которым продолжится работа в 2023 году, будет выбираться руководством театра и художественным советом. И это, однозначно, будет очень сложный выбор.
Коллектив театра рад сотрудничеству и надеется, что эта дружба с Союзом театральных деятелей России сохранится на долгие годы и будет реализовано еще немало совместных проектов!

Ольга Махиня

Leave A Reply

Your email address will not be published.