В Казахстане разработали Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года

0 257

В Казахстане разработали Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года
Гуманность, культ знаний, профессионализм, бережливость, трудолюбие, трепетное отношение к своей земле и стране — ключевые индикаторы патриотического воспитания молодежи.

Основанием для разработки концепции, которая должна будет действовать шесть ближайших лет послужило поручение Президента Республики Казахстан на Всеармейском совещании 5 мая в Астане. Военные подошли к вопросу со свойственной им ответственностью и исполнительностью, и вот уже в конце июля документ размещен для обсуждения на портале «Открытые НПА» (НПА — нормативно-правовые акты).

 

Текущее положение
В документе говорится, что военно-патриотическое воспитание молодежи должно базироваться на национальных ценностях единства и стабильности, справедливости и солидарности, закона и порядка, доверия и ответственности и должно стать воплощением Нового Казахстана. Превыше всего должно цениться трепетное отношение казахстанцев к своей земле и стране.

Концепция военно-патриотического воспитания предусматривает постоянную и систематическую работу центральных государственных и местных исполнительных органов, а также общественных организаций. В документе выделены четыре основных контентных маркера: «воспитание», «образование», «патриотизм», «защита Родины».

Анализ текущего состояния системы военно-патриотического воспитания показал, что оно осуществляется посредством организации и проведения различных мероприятий. И локомотивом процесса воспитания являются Национальный военно-патриотический центр Вооруженных Сил Республики Казахстан и образовательные учреждения. Основы же этой системы воспитания были заложены в Государственной программе патриотического воспитания граждан на 2006-2008 годы. Ее цели — формирование высокого патриотического сознания и чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Следующим шагом стала разработка Министерством обороны Республики Казахстан программы военно-патриотического воспитания молодежи «Біртұтас ұлт — біртұтас әскер». В ней предусмотрено взаимодействие государства и гражданского общества в решении проблем формирования мотивации и готовности допризывной молодежи к воинской службе. Хотя этого, конечно, оказалось недостаточно.

Президент Касым-Жомарт Токаев на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан — Адал азамат» заявил, что в обществе должны быть превыше всего такие ключевые ценности как патриотизм, гуманность, культ знаний, профессионализм, бережливость, трудолюбие, трепетное отношение к своей земле и стране. Человека, олицетворяющего такие качества, можно охарактеризовать как ответственного гражданина — «Адал азамат». Именно этот образ должен стать ориентиром в патриотическом воспитании молодежи.

Эффективность военно-патриотического воспитания в Казахстане на современном этапе зависит от объединения усилий и ответственности государства, семьи, педагогов, средств массовой информации, которые способны создать целостное пространство патриотического воспитания. И на сегодняшний день в организациях образования расширяется охват обучающихся общественно-значимыми движениями: «Зеленая экономика», «Охрана окружающей среды», «Моя Родина, мой город/село» и прочие. Развитие гражданской активности сопровождается участием обучающихся в детско-юношеском движении, в организациях «Жас сарбаз», «Жас қыран», «Жас ұлан».

Конечно же, авторы концепции отмечают множество положительных моментов прежней системы воспитания. Например, в данный момент количество военно-патриотических клубов в стране благодаря движению «Жас сарбаз» достигло более девяти тысяч, а количество вовлеченной молодежи превысило 260 тысяч человек. Кроме того, каждый год проводится традиционный военно-патриотический сбор молодежи «Айбын». В нем участвуют ежегодно более двух тысяч военно-патриотических клубов, а также более 55 тысяч детей.

Вместе с тем, есть и некоторые проблемные вопросы: отсутствие системного подхода и современного научно-методологического сопровождения в сфере военно-патриотического воспитания, слабое межведомственное взаимодействие. Особенно это заметно на фоне тенденции снижения значимости воспитательной работы в образовательном процессе и низкой вовлеченности родителей в воспитательный процесс. Также специалисты по всей стране говорят о нехватке ответственных субъектов по реализации воспитательной работы и отсутствии механизмов поощрения и учета позитивных результатов.

 

Опыт соседей
Славная история казахского народа являет яркие примеры героизма и подвигов предков, патриотизма и верности Родине. Воспитание молодежи в духе верности государству и народу, толерантности, патриотизма и почитания национальных ценностей является важнейшей задачей всех государственных органов и общества в целом. Уместно отметить, что казахстанцам присущи любовь к Родине, взаимное уважение, отвага и трудолюбие. Но в рамках концепции специалисты министерства посчитали уместным рассмотреть и опыт передовых и соседних стран в сфере военно-патриотического воспитания.

Например, в Республике Узбекистан с 2018 года введены в действие три программных документа, направленных на поддержку патриотических настроений. Стоит отметить, что в соседней стране военно-патриотическое воспитание тесно переплетено с духовно-просветительской деятельностью и организовано на основе концептуальной идеи «Родина — священна, ее защита — почетный долг!». Духовность и мировоззрение граждан Узбекистана, чувство верности Родине, патриотизм и интерес к военной службе развиваются со школьной скамьи.

Кроме того, еженедельно, по пятницам в системе Вооруженных Сил Республики Узбекистан проводится День духовного развития и патриотизма.

В Кыргызской Республике основной акцент делают на совершенствование системы воспитания личного состава в Вооруженных Силах и допризывной молодежи в духе дружбы народов. При этом система воспитания включает такие направления, как государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое и другое., Реализация основных принципов в процессе военно-патриотического воспитания допризывной молодежи призвана обеспечить развитие гражданина с заинтересованным отношением к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.

В Турции патриотизм — это национальная идея. Семьи, откуда призвали мужчину в армию, вывешивают на балконе турецкий флаг, а если какой-то праздник, то флаги вывешивают, все кто хочет.

Национальный герой Турции — Мустафа Кемаль Ататюрк изображен повсюду. Ребятам с детсада рассказывают о его заслугах перед Отечеством. С самого раннего возраста в детских садах малышам прививают любовь к традициям, истории, культурным ценностям государства. Граждане Турции всегда готовы встать на защиту интересов государства.

Заслуживает внимания и опыт Республики Беларусь, где система патриотического воспитания основывается на историческом опыте белорусской нации, духовных и моральных традициях, ценностных убеждениях и ориентирах, составляющих основу менталитета белорусов, базовых принципах современного этапа государственного строительства «Единство. Развитие. Независимость».

Важно отметить, что особая роль в воспитании патриотизма отводится семье, в которой закладывается основа для духовной связи между поколениями и включает в себя формирование патриотических чувств и патриотизма. Если рассматривать военно-патриотический аспект, то в Республике Беларусь он нацелен на формирование гражданской идентичности, гордости за собственную страну и готовности к защите ее независимости и суверенитета.

Патриотическое воспитание в Китайской Народной Республике преследует цель реализации мечты о великом возрождении китайской нации на основе идей марксизма-ленинизма, трудов Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, концепции развития и идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи.

Основы военно-патриотической работы и ее стратегические направления в Народно-освободительной армии Китая формулируются в программе политического воспитания личного состава, обновляемой каждые пять лет после проведения очередного съезда Коммунистической партии, а в гражданском секторе через программу нравственного воспитания, которая ориентирована наизучение китайской истории, традиции и культуры. Особую популярность среди китайских детей и подростков приобрели так называемые летние военно-патриотические лагеря, где создано множество кружков и секций.

 

Визуализация процесса
Для того, чтобы проводить военно-патриотическую работу на должном уровне, необходимы хорошая методическая основа, подготовленная материально-техническая база, привлечение к учебному процессу высококвалифицированных специалистов, совершенствование работы и координация действий, направленных на решение комплекса проблемных вопросов военно-патриотического воспитания молодежи.

В целях совершенствования и развития военно-патриотического воспитания авторы концепции предлагают несколько действенных шагов. В их числе совершенствование нормативно-правовой и организационной базы в сфере военно-патриотического воспитания. Воспитание молодежи будет вестись в духе преданности к общенациональным и общечеловеческим ценностям, религиозной толерантности и межэтнического согласия. Для этого также необходимо будет работать над совершенствованием правовой культуры, вести профилактику и предупреждение правонарушений и преступлений в молодежной среде. Также необходимо создать условия для регулярного занятия граждан военно-прикладными видами спорта и физического воспитания, что также сыграет немаловажную роль в формировании здорового образа жизни.

В соответствии с целью концепции ее результатом будет являться целенаправленная государственная политика в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, создание условий для консолидации населения Республики Казахстан через формирование гражданской идентичности на основе общенациональных ценностей: стремление к мирной и независимой созидательной жизни на принципах справедливости, единства, развития.

Благодаря формированию и развитию у молодежи таких важнейших качеств, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, намного возрастут ее возможности к активному участию в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности, в том числе в воинской и в других видах государственной службы.

Специалисты Министерства обороны уверены, что реализация концепции приведет к улучшению качественных характеристик современной молодежи, что благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут способствовать успешному развитию нашей страны.

Одним из результатов улучшения состояния военно-патриотического воспитания молодежи должен стать социально-экономический подъем, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение обороноспособности и безопасности страны. В лице патриотически настроенной молодежи современное общество приобретет созидательный потенциал.

 

Задачи будущего
Основными принципами военно-патриотического воспитания, согласно новой концепции станут уважение к Конституции Республики Казахстан и государственным символам, защита национальных интересов, что предусматривает формирование у молодежи национального сознания, любви к Казахстану, уважительного отношения к его культуре, способности сохранить свою национальную идентичность, участвовать в развитии и защите своего государства. При этом общество должно создать условия для достижения жизненного успеха, развития индивидуальных способностей, честного, сознательного и всесторонне развитого гражданина.

Большим изменением станет принцип целостности и преемственности направлений и этапов воспитательной работы граждан, начиная от раннего детства и до 35 лет. То есть патриотическое-воспитание, согласно новой концепции, выстраивает действенную систему ценностей. Кроме того, вновь особое внимание будет уделено принципу толерантного отношения к культуре других стран и этносов.

Основной целью концепции является дальнейшее совершенствование военно-патриотического воспитания молодых казахстанцев, обладающих сформированным идеологическим иммунитетом к внутренним и внешним угрозам.

Для этого необходимо создать условия для повышения идеологического и интеллектуального потенциала молодежи, формирования мировоззрения, основанного на исторических ценностях и традициях, осознании общенациональной идеи и преданности Родине. Важно привить молодым людям понимание, что защита Родины — священный долг, воспитать в них гордость за Вооруженные Силы страны, ответственность за ее безопасность. Кроме того, необходимо формирование у молодежи сознательного отношения к процессам глобализации в мире и в регионе, повышение преданности долгу, ответственности и самоотверженности. Необходимо рассказывать о жизни и деятельности великих предков, достойных современников. Важно воспитывать молодых казахстанцев в духе уважения к национальной культуре и ценностям, преданности и самоотверженности, честности и порядочности, самостоятельного мышления и здорового образа жизни.

 

Развитие требует усилий
Реализация основных направлений концепции военно-патриотического воспитания позволит решить многие назревшие проблемы подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, нравственного, политического и иного характера.

На центральные государственные и местные исполнительные органы возлагается организация целого ряда мероприятий. Например, они должны информировать о приоритетных направлениях государственной политики, богатой истории, наследии великих предков и преданности, героизме полководцев, процессах реформирования и стратегии действий, а также угрозах безопасности. Отличным подспорьем в деле воспитания должны стать театральные представления и выступления о жизни и деятельности великих предков и мыслителей, концертные программы, экскурсии, а также культурно-массовые мероприятия, направленные на укрепление чувств национальной гордости, чести и достоинства, формирование ораторской культуры. Профильным специалистам необходимо будет заняться повышением правовых знаний, расширением мировоззрения и мышления, развитием понимания процесса глобализации, бдительности, активной жизненной позиции, а также приверженности к твердому порядку и дисциплине. Государственные структуры должны содействовать в проведении круглых столов, посвященных духовным ценностям, культуре и традициям нашего народа, религиозной грамотности и толерантности, продвигать идеи межнационального согласия, укреплять идеологический иммунитет против чуждых идей, расширять кругозор молодых людей.

Военно-патриотическое воспитание также можно вести посредством проведения культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и образовательно-правовых массовых мероприятий, направленных на формирование у молодежи и военнослужащих чувства причастности к судьбе Родины. На регулярной основе необходимо проведение творческих встреч,направленных на укрепление чувств патриотизма, мужества, уважения и гордости, а также вести активную пропаганду культуры чтения.

Согласно новой концепции важное место занимают мероприятия, направленные на создание здорового морального климата в семьях, разъяснение ответственности и долга родителей и детей в защите чести семьи, ценностей и моральных устоев, а также систематизированное изучение социального положения, потребностей и проблем семей. Важно проводить встречи и беседы по сохранению наследия предков и преемственности поколений, формированию чувства любви к Родине, а также формированию гуманных, добрососедских и уважительных отношений в семьях.

 

Большие перспективы
По ожиданиям специалистов, реализация документа позволит к 2030 году охватить военно-патриотическим воспитанием 98 процентов молодых казахстанцев. А главное — будет выстроена системная модель военно-патриотического воспитания на всех уровнях образования.

Основная цель реализации положений документа — повышение ответственности молодых сограждан за настоящее и будущее страны. Однако, для этого важно наладить эффективное функционирование системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия и партнерства государства с обществом в решении задач военно-патриотического воспитания.

Первым этапом на пути больших изменений станет актуализация правовой базы военно-патриотического воспитания. Ожидается, что молодежь будет более охотно участвовать в мероприятиях военно-патриотической направленности, в социально-значимой деятельности, в том числе и волонтерской. Такая молодежь способна принимать решения и на практике решать различные проблемы в самых разных сферах.

Авторы концепции убеждены, что благодаря ее реализации улучшатся качественные характеристики современной молодежи, что благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному развитию страны.

Одним из результатов надлежащего военно-патриотического воспитания молодежи должен стать социально-экономический подъем, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

Полная версия Концепции военно-патриотического воспитания молодежи до 2030 года размещена на сайте «Открытые НПА» legalacts.egov.kz. Документ открыт для публичного обсуждения до 14 августа.

Leave A Reply

Your email address will not be published.