Глава государства о мировом значении культуры казахского народа в статье «Семь граней Великой степи»

10 55

Новая статья Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Семь граней Великой степи» является логическим и конструктивным продолжением идей, высказанных им ранее в программе «Рухани жаңғыру». Лидер нации поставил перед научным сообществом задачу, не принижая роли других народов в истории, раскрыть и показать мировое значение достижений материальной и духовной культуры Великой степи.

Великая евразийская степь тянется посредине Евразийского континента, от Уссури до Дуная, окаймленная с севера сибирской тайгой, а с юга – горными хребтами. Западная часть Великой степи как вмещающий ландшафт культурного ареала включала, в прошлом, не только территорию Казахстана, но и степи Причерноморья и даже, в отдельные периоды истории, венгерскую пушту.

Как известно, в евразийских степях определяющее влияние на переход к пастушеству, а затем и к кочевому скотоводству сыграло коневодство. Использование лошади продвинуло древнее население степи далеко вперед. Кочевники использовали все универсальные возможности лошади как транспортного, пищевого, военного средства. Наиболее ранние элементы хозяйственно-культурной системы евразийских степей появились в эпоху неолита-энеолита. Так, в ходе археологических раскопок на поселении энеолитического времени Ботай были обнаружены останки более 70 тысяч лошадей. Глава государства указал на то, что впервые в мировой истории лошадь была приручена в Казахстане 5000 лет назад.

Таким образом, среди обстоятельств, позволивших появиться феномену «Великой степи» как явлению мировой цивилизации, одно из первых мест принадлежит приручению лошади. Она была не просто видом транспорта, лошадь была «танком» тех времен и незаменимым партнером воина. Лошадь также доставляла несравненный степной напиток – кумыс, обеспечивала кочевника мясом на зиму. Кочевание на дальние расстояния также не могло обойтись без лошади.

В древности кочевники Евразии разводили также двугорбых верблюдов – бактрианов. Обнаруженные изображения верблюдов на скалах, а также их глиняные статуэтки. Тюрки успешно разводили разные породы овец. Выведение пород скота, способного к сезонному кочеванию, выработка методов использования пастбищ и водных ресурсов территории позволили создать экологическую материальную базу развития кочевой цивилизации. При отсутствии внешних воздействий такая цивилизация вела к интенсификации производства, без ущерба экологии, что очень важно и в наше непростое время.

Затрагивая вопрос о роли кочевников в мировой истории, Президент РК подчеркнул, что кочевниками были изобретены штаны, которые сейчас носит

весь мир, седло, стремена, сабля. Номады довели до совершенства стрельбу из лука на скаку, первыми создали из пластин защитную броню для коня и всадника, что привело к появлению тяжеловооруженной конницы.

В статье показано, что казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, была одним из первых центров появления цветной металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа.

Обращаясь к искусству древних кочевников, лидер нации, высоко оценивает значение «звериного стиля», который, по его мнению, является одной из высочайших вершин в мировом искусстве. «Золотой человек», костюм которого состоит из 4000 золотых пластин, найден только на территории Казахстана и представляет собой непревзойденный и уникальный шедевр мирового искусства.

Глава государства высоко оценил также достижения тюркской цивилизации, представляющей симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби, а в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи.

Кочевники обеспечивали безупречную организацию и безопасность на всем протяжении Великого шелкового пути. Степная зона соединяла китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации. С момента своего возникновения карта Великого шелкового пути в большей степени располагалась в пределах тюркских империй. По мнению Президента РК, именно во времена господства тюрков в Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе.

Казахстан является родиной яблок и тюльпанов, что подтверждается научными исследованиями. По древним маршрутам Шелкового пути от предгорий Заилийского Алатау на территории Казахстана оно попало в Средиземноморье и потом распространилось по всему свету. И как символ этой долгой истории популярного плода, один из красивейших городов нашей страны носит название «Алматы», отметил Глава государства. Сегодня в мире существует более 3 тысяч сортов культурных тюльпанов и большая их часть – «потомки» наших местных цветов. В Казахстане насчитывается 35 видов тюльпанов.

В заключение своей статьи, Президент РК отметил, что все эти вопросы требуют серьезного осмысления. Они касаются фундаментальных основ нашего мировоззрения, прошлого, настоящего и будущего народа. В связи с этим, он поставил вопрос о необходимости модернизации исторического сознания казахстанского общества. Президент РК считает, что эту работу следует начать с таких крупных проектов, как:

1. Архив-2025.

2. Великие имена Великой степи.

3. Генезис тюркского мира.

4. Музей древнего искусства и технологий Великой степи.

5. Тысяча лет степного фольклора и музыки.

6. История в кино и на телевидении.

По мнению главы государства, все эти новые компоненты общенациональной программы «Рухани жаңғыру» позволят актуализировать многовековое наследие наших предков, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации. Президент выразил свое убеждение в том, что у народа, который помнит, ценит и гордится своей историей — великое будущее. «Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны», — отметил в заключение лидер нации.

А.Абдуалы, Д.и.н., профессор, первый проректор ТарГу им.М.Х.Дулати 

10 Comments
  1. Малик says

    Қазақ үшін қасиетті сан қашанда өз қасиетін жоймасы анық.Көзімізді ашқаннан қаймағы бұзылмаған,ақсақалы сөз айтса ауылына өткен,анасы сөйлесе бұйрық көрінген ортада өстік.

  2. Айдар says

    Қолға жылқы ұстап үйрету,ауылда 6 жасқа толған кез келген бала тайға мініп,өсе келе аттың құлағында ойнаған талай жігіттердің жарыстардағы жеңісін де көрдік.

  3. Сакен says

    «Рухани жаңғырудың» аясында біраз жетістіктерге қол жетті. Мен үшін, ат спортын дамыту – аса құнды дүние.

  4. Тимур says

    Қазақ даласын жылқының дүбірімен ғана елестету мүмкін. Жылқыны дəріптеудің оралуы — біздің қазақтың рухының оянуы

  5. Мурат says

    Əр қазақтың қараша үйінің алдында ат байлайтын кермелер тұратын.Əкелеріміз керекті дүниенің бəрін қолдан жасайтын.

  6. Абылай says

    Ұлы даланың жеті қыры — өткенді ұғыну толыққанды ұлтты қалыптастыру үшін маңызды жағдайлардың бірі болып табылады.

  7. Даурен says

    Қазақ тарихын түгендеп, ұлы іске үлес қосуда облыстық тарихи-өлкетану музейінде де ауқымды жобалар жүзеге асырылмақ.

  8. Әлібек says

    Тарихқа зер салсақ біздің ата-бабаларымыздың іс-əрекеттері нағыз ғылыммен дəлелденген əрекеттер. Олар ежелден əр нəрсенің байыбына барып, мұқият зерделеген.

  9. Ахмет says

    Халқымыздың дүниетанымында жылқыға деген құрмет ерекше. Төрт түліктің ішінде төресі деп бағаланған жылқы əр шаңырақта болған.

  10. Самат says

    Ал енді қазіргі таңда ат ұстау өнері көбіне ауыл-аймақтарда дамыған. Қала маңында сирек кездеседі.

Leave A Reply

Your email address will not be published.