Историческое наследие и современность
21 ноября была опубликована статья Главы государства «Семь граней Великой степи». Данная статья об истории нашей страны. 2003 год стал этапным в развитии культуры. Важное событие года — ежегодное Послание Президента страны народу, где в числе неотложных задач, стоящих перед страной, определены также и вопросы изучения сохранения историко-культурного наследия.
В этом Послании Глава государства поручил разработать специальную программу, направленную на создание целостной системы изучения огромного культурного наследия Казахстана, полноценного фонда гуманитарного образования на государственном языке, обеспечение воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности. Реализация программы была начата в 2004 году и рассчитана на два года. В последующем были разработаны еще два этапа программы: с 2007 по 2009 гг. и с 2009 по 2011 гг. Государственная программа «Культурное наследие» стала основным документом в сфере развития духовной и образовательной деятельности, стратегическим национальным проектом, определившим государственный подход к культуре.
Несомненно, знание истории и культуры своего народа открывает перед человеком целый мир — мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого это понимание современности.
Отторжение от исторического прошлого своего народа, его вековых традиций и обычаев ведет к постепенной гибели нации, ее культурному разложению. В современном мире национальная культурная преемственность переживает глубокий кризис. Новые тенденции общественной и культурной жизни не предусматривают продолжение новым поколением традиционных ценностей и норм в наше время. А жаль. Именно от них зависит уровень национального сознания человечества и ощущение своей причастности к историческому прошлому своего народа, независимо от того, каким оно было. Основной задачей воспитания каждого поколения должно быть его приобщение к историческим культурным и духовным ценностям и идеалам.
Умение взять из истории хорошее и не применять негативное, это прогресс. Без этого человечество замерло бы на месте.
На мой взгляд – именно в вопросе воспитания нам не нужно искать новых методов. Культурное наследие казахского народа и есть воспитание будущего поколения.
Устное народное творчество: сказки и былины, пословицы и поговорки. В них сохранена многовековая мудрость народа, его мечты о лучшей жизни, его понятия о справедливости и долге. «Ер төстік», «Еділ — Жайық», «Кұламерген», «Аламан мен Жоламан» и др. Один из ярких героев казахских сказок, прототип Иванушки дурачка из русских народных сказок, ловкий и бесстрашный, хитрый и насмешливый Алдар Косе в сказках «Чудесная шуба Алдара Косе», «Жадный бай и Алдар Косе», «Алдар Косе и черти» обманывает жадных, жестоких богачей-баев. Былины ценны воспитательными преданиями из жизни кочевых казахов, пословицы и поговорки были с народом в течение многих веков во всех случаях жизни, поэтому народ пользуется ими в повседневной жизни.
Культура: песни, танцы, театральные постановки и фильмы. У каждой эпохи есть своя музыка. Казахский народ богат музыкальным наследием. Біржан сал, Акан сері, Жаяу Муса, Мухит, Естай, Балуан Шолак, Мәди, Ыбырай — такие творческие натуры прославляли свою землю, свой народ и навсегда сохранились в памяти людей своей чистотой и искренностью. Однако, огорчает то, что унаследованная богатейшая классика мало применяется на таких торжествах как «Қыз ұзату», «Үйлену той» и других, вместо бешенных танцев под заезженные европейские хиты и самодеятельные произведения.
Спорт. Сегодня бытует множество казахских национальных видов спорта, пришедших из истории: Аламан байга, Байга, Буркут-салу, Кус-салу, Жамбы ату, Жаяу жарыс, Жорга жарыс, Кокпар, Кумис алу, Кыз-куу, Сайыс, Аударыспак, Казахша курес. Обратите внимание, основные из них – всаднические.
Лошадь в Казахстане — национальное животное, так как она играла огромную роль в истрическом прошлом казахского народа. Конь был для казахов в буквальном смысле слова другом и товарищем, потому что они никогда не расставались.
Лошадь была не только единственным средством передвижения и источником полноценного питания человека, лошадь была и есть символ казахской жизни, не только кочевой жизни, но и жизни вообще, так как для оседлого человека символом жизни является дом, для казахов домом являлась лошадь, потому что единственным надежным существом которое может помочь в трудной кочевой жизни была она. Лошадь помогла казахам сохранить свою национальную и культурную идентичность и самобытность. Природа, создавая лошадь, подарила нам самое умное и гармоничное животное. В этой связи, среди множества спортивных школ хотелось бы иметь в городе школу по конным видам спорта, обратить внимание учащихся и молодежи этому благородному животному.
Все проекты, которые предложены Главой государства в статье «Семь граней Великой степи» он рассматривает как продолжение своей программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованной в прошлом году.
История каждого народа сложна и трудна. Однако, вспоминая историю своего народа сожалеешь о трагедиях и гордишься достижениями, она достойна уважения, как история любого народа. Наша же задача – передать все хорошее из культурного наследия следующему поколению и научить их правильно жить.
М. Омарова, председатель первичной ветеранской организации аппарата акима города Тараза