Какие бонусы получают казахстанские предприниматели от государства
По мере развития бизнеса на определенном этапе каждый предприниматель сталкивается с нехваткой инвестиций. Собственник магазина «Madeira» Дархан Жумагазы, оказавшись в такой ситуации, недолго думая, воспользовался «Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы».
Одно из направлений программы предусматривает поддержку малого и среднего бизнеса. Самозанятые, индивидуальные предприниматели, планирующие открыть или расширить свой бизнес, могут воспользоваться услугой займа через банки второго уровня с участием фонда «Даму». Микрокредиты выдаются до 19 млн тенге сроком на 5 лет под 6% годовых. Для получения кредитования необходимо пройти краткосрочные курсы «Даму». Корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz» узнал у Дархана Жумагазы, как участие в программе помогло ему в развитии и расширении бизнеса.
Проработав на мебельном производстве 10 лет, Дархан решил открыть собственный магазин, и продавать в нем все необходимое для изготовления мебели.
«В производстве мебели есть определенные сегменты. Мебель премиум-класса отличается высоким качеством и выпускается из натурального сырья (дерево, масла и дорогие лакокрасочные материалы), что в значительной степени определяет ее цену. Мебель среднего сегмента производят из МДФ, эконом из ДСП. Эти сегменты наиболее востребованы у потребителей, потому что дешевле», – говорит предприниматель.
Проанализировав рынок, Дархан Жумагазы увидел, что ниша экономсегмента уже занята. Большое количество предпринимателей не выбирают ее из-за внушительной конкуренции. Предприниматель выбрал более свободные сегменты – средний и премиум.
«Мы решили сделать на них упор. Наши клиенты – это не покупатели мебели, а мастера, мебельщики, столярные цеха. Мы создали концепцию, чтобы заходя к нам в магазин, мастер мог найти в нем все необходимое и не собирать материалы по городу», – поясняет Дархан Жумагазы.
Первые вложения, два миллиона тенге, ушли на то, чтобы купить турецкую краску, абразивные наждачки и другие мелкие материалы. Через три месяца продажи стали расти. Предприниматель понял, что пора выходить на более дорогой сегмент.
«Мы решили, что нужно расширяться и закупить итальянскую краску. Провели анализ, увидели, кто на рынке лидер, и попробовали получить дилерство на краску от этого производителя. Для ее покупки у нас были деньги, но на сопутствующие материалы, как МДФ, шпон и другие, у нас не хватало средств. Начали искать варианты, и было решено воспользоваться поддержкой государства и поучаствовать в «Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы», где было возможность кредитования», – поясняет собеседник.
Чтобы получить кредит, необходимо соблюсти определенные условия фонда «Даму» – пройти двухдневное обучение и получить сертификат.
Дархан Жумагазы обратился сразу в несколько банков. Бизнесмен объясняет, что перед обращением важно знать, есть ли в банке неиспользованные средства по какой-либо из программ.
«Нельзя просто прийти в банк и получить консультацию. Мы сначала узнавали, в какой именно программе мы можем участвовать. Кредитовались и консультировались мы в «Нурбанке». Общий процесс занял около пяти-шести месяцев. Мы взяли 10 млн тенге под 6% годовых. Важный момент – это ваша кредитная история и гарант. Я заложил квартиру», – рассказывает предприниматель.
Первые полгода льготный период, когда не нужно выплачивать кредит. Он дается на то, чтобы предприниматель мог встать на ноги. После уже нужно следовать графику платежей.
«Мы не сразу стали выплачивать дивиденды. Сначала вкладывали всю прибыль в развитие. А после полугода стали выплачивать кредит. Заемные средства помогли мне увеличить прибыль магазина в пять раз, – продолжает Дархан Жумагазы. – Рынок постоянно меняется, и мы под него подстраиваемся. Например, у нас была договоренность с клиентом, что каждый месяц он закупает продукцию на миллион, за это мы делаем ему определенную скидку. Когда таких клиентов появилось 10, стало понятно, что нужно держать запас на складе не на 10 млн тенге, а уже на 20».
Сегодня у Дархана Жумагазы открыты два магазина в Астане и Алматы. Для развития бизнеса понадобилось около 11 месяцев.
«Правильный подход к бизнесу определяет во многом траекторию его развития. Мы выбрали свою и придерживаемся ее в работе. Не гонимся за всем подряд. Плюс необходимо знать специфику своего бизнеса. То, что мы знаем,помогает нам в развитии, – отмечает предприниматель. – Через пять лет мы собираемся открыть собственное производство мебели всех видов – от самого дешевого сегмента до самого дорогого. Кроме того, мы участвуем в партнерских программах. Например, у клиента есть цех, работу которого он хочет упростить. Мы подбираем ему оборудование, ставим технологию, выбираем материалы. Партнеры очень важны в нашей работе. Мы стараемся работать со всеми известными брендами и поддерживать их во всех направлениях.Продаем не только продукцию, но и свои знания».