На планете Земля 2,5 млрд человек играют в free-to-play игры. Озабоченному своим имиджем Казахстану надо сократить практику проведения помпезных мероприятий за рубежом и выпуска пропагандистско-идеологической литературы на бумажных носителях, а высвободившиеся средства направить на создание и продвижение бесплатной компьютерной игры для пользователей. В современных условиях это создаст гораздо больший охват массовой аудитории и сформирует у пользователей устойчивые ассоциации и образы, связанные с Казахстаном.
В XIX веке представительские функции государства во многом выполнял военно-морской флот – так называемая демонстрация флага. Сейчас все это остается в силе, однако национальные авиакомпании делают то же самое в куда большем объеме и не только вдоль побережья. Еще одной сферой создания имиджа является кинематограф. Правда, на данном направлении фильм «Борат» по нанесенному вреду пока не удалось обойти картинами, приносящими Казахстану пользу. Компьютерные игры – уже не новинка в плане формирования странового имиджа и узнаваемости.
Появление железных дорог подарило миру 100 новых профессий, распространение электричества – 1000, а интернет дал уже 10000 специальностей (всего специалисты насчитывают порядка 40 тысяч профессий, многие из которых живут в диапазоне 5 – 15 лет, либо трансформируются до неузнаваемости). В таких реалиях имиджевое позиционирование должно подстраиваться под требования и инструментарий текущего момента. К человеку, который работает с интернетом, легче добраться через компьютерную игру, а не брошюру про успехи форсированного индустриально-инновационного развития.
У любителей компьютерных игр при слове Беларусь возникают не картошка, президент Александр Лукашенко, партизаны или пустота (в силу общей невежественности), а игры от компании Wargaming.net, в первую очередь «World of Tanks». И пусть владельцы игровой фирмы все больше мигрируют в сторону Кипра, белорусские истоки и ассоциации присутствуют в ней навсегда.
Польская компания CD Projekt RED (дочка CD Projekt), начинала работать над культовой (впоследствии) игрой «Ведьмак» всего десятью сотрудниками, а потом штатная численность была доведена до 70. Сам проект разработки обошелся в $10 млн. и 48 месяцев. Правда, у игры имелась литературная основа в виде произведений Анждея Сапковского, однако не всем успешным играм нужен литературный фундамент.
Компьютерная игра не обязательно базируется на исторической основе, тем более в современном мире буйного фэнтези. С другой стороны, популярная игра «Mount & Blade» («Конь и клинок») от турецкого производителя TaleWorlds хоть и протекает в вымышленном мире, напоминающем средневековую Европу, Переднюю Азию и Ближний Восток, по сути является симулятором средневековой жизни, без магии, колдовства и вымышленных существ.
Форму и формат для игры можно выбрать непосредственно на месте, в ходе работы проконсультировавшись со специалистами. Историческая основа для технических и творческих заданий может пролегать от колесниц бронзового века и схваток массагетов с персами до восстания Кенесары-хана через золотоордынские приключения и создание Казахского ханства. Учитывая, что одна часть исторических казахских родов обороняла Отрар, а другая его штурмовала, миссии и кампании нужно делать многосторонними, чтобы пользователь мог поиграть за интересную ему фракцию.
Казахстанская историческая и художественно-историческая литература, которая по выражению элитоведа Данияра Ашимбаева не дает отечественному фэнтези сложиться как жанр, в формате компьютерной игры будет востребована во всех своих пестроте и разнообразии. В данном жанре и «тысячелетний» Алматы можно пристроить вполне органично. Само собой, должны использоваться географические названия и особенности ландшафта Казахстана по максимально возможному спектру – от озер и туранговых рощ, до мелкосопочника и жайляу с барсами и орлами.
Для динамичного сюжета ничего сверхъестественного придумывать не надо. Грабить или охранять караваны, сражаться в степной или гористой местности, преследовать злодеев или убегать от них, делать карьеру в качестве полководца или дипломата, создавать свою команду или государство – здесь все принципиальное давно придумано. Главное, все это органично интерпретировать и завязать в увлекательные действия. Подобные вещи естественным образом увеличивают спрос на отечественных компьютерщиков, программистов, дизайнеров, художников и всех тех, кого объединяют понятием «разработчики».
Хорошая компьютерная игра не требует астрономических затрат. Хватит нескольких миллиардов тенге от тех десятков, которые правительство ежегодно тратит на госинформзаказ. Разумеется, помимо творчества и профессионализма, для успеха подобного проекта требуется устойчивость от коррупции, про которую так хорошо написано в предвыборной программе Касым-Жомарта Токаева. Потому что если идею попробовать реализовать в имеющейся среде и инфраструктуре, где дамокловыми мечами нависают распилы, откаты и некомпетентность, то лучше и не начинать, дабы не дискредитировать саму концепцию.