21 тысяча семей смошенничали при получении адресной социальной помощи
Ведомство отчиталось о проделанной работе по анализу назначенных пособий. Выводы неутешительные. Из 1,8 млн казахстанцев, которым помощь была начислена и выплачена, как минимум 21 тысяча семей скрыла реальные доходы.
Выдуманная нищета
«К примеру, в мае 2019 года 25-летняя жительница Алматинской области, воспитывающая двоих несовершеннолетних детей, обратилась за АСП», — пишет минтруда. — «В качестве дохода она указала заработную плату супруга в размере 43 тысячи тенге, что подтвердилось поступлениями обязательных пенсионных взносов. Семье была назначена выплата в размере 739 860 тенге за год. Однако в июле работодатель доначислил ОПВ за первый квартал в размере 77 100 тенге. Таким образом, фактический доход заявителя по ОПВ составил 300 тыс. тенге в месяц или 900 тыс. в первом квартале 2019 года».
Непорядок выявила система «Е-Халык». И таких примеров — не одна тысяча. По всем этим фактам ведется работа по возврату незаконно выплаченных пособий и недопущению подобных нарушений впредь.
Но это далеко не первая волна мошенничества со стороны предприимчивых казахстанцев. Ранее улучшить свое материальное положение за счет декретных пособий пытались беременные женщины. А помогали им не менее изобретательные индивидуальные предприниматели. Что не так с порядочностью людей в нашей стране? Эту тему мы обсудили с депутатом мажилиса Кенесом Абсатировым.
Детям, а не семьям
— Кенес Гарапович, а не оказала ли последняя социальная помощь медвежью услугу стране?
— Оказала, конечно. В этом отношении совершенно верно звучат требования со всех сторон
назначать пособия не семьям, а конкретно детям. Причем должно быть неважно, первый это ребенок в семье или пятый
На каждого ребенка должно быть пособие, даже если в семье только один ребенок. Это был бы более правильный подход.
— Каждая семья и так получает пособия по рождению ребенка и по уходу за ним до одного года.
— Но это же минимум. А после года уже пособий нет. Мы давно в своих депутатских запросах предлагали внедрить систему, похожую на российский материнский капитал. Допустим, родился в семье ребенок — списать семье 25% ипотеки. Двое детей родились — 50% ипотеки списать. Вот это была бы реальная помощь для каждой семьи. Сейчас адресную помощь назначают только многодетным малообеспеченным или неполным семьям.
Никто не учитывает семьи, где рождение детей планируют ответственно, и там нет по 4-5 детей. Даже двое малышей в семье — это такие же казахстанские дети
В Восточном Казахстане, если помните, был случай, когда женщина своего ребенка от первого брака сдала в детский дом, а во втором браке родила еще троих. После того, как стали назначать АСП многодетным семьям, она срочно забрала ребенка из детского дома, оформила адресную помощь и снова сдала его в детский дом. Это разве нормально? В Шымкенте судьи фиксировали рост фиктивных разводов.
Неотвратимость наказания
— Как бороться с этим мошенничеством? Отменить ведь помощь невозможно? Через суд взыскивать незаконно начисленные пособия?
— Нужно взыскивать через суд однозначно. А второй вопрос уже к юристам. Такие вещи вообще должны уголовно наказываться и квалифицироваться как мошенничество.
С 2010 года, как в стране началась гуманизация, у нас повальный рост преступности. Мы как обычно поставили телегу впереди лошади.
Ужесточить наказания надо не только по таким вот видам мошенничества, но и по насилию, и по другим преступлениям против личности
В США уже на федеральном уровне внедрили смертную казнь. Премьер-министр Великобритании говорит об усилении правопорядка и численности жандармов. И только мы бежим за Западом и неспособны навести у себя порядок. Мое мнение такое, и я его буду отстаивать на заседаниях рабочих групп.