Межэтническое согласие — основа национальной политики государства

0 39

За годы независимости в Казахстане созданы основы и необходимые благоприятные политические условия для демократического общественного устройства и развития гражданского общества: внутренняя стабильность, межэтнический и межконфессиональный мир и согласие.
Руководитель отдела Управления по делам религий акимата Жамбылской области Сауле Байбатшаева подчеркнула, что многонациональность и поликонфессиональность определили один из основных приоритетов государственной политики в сфере религии – это укрепление межконфессионального согласия как необходимого условия для сохранения стабильности в обществе и соблюдения прав человека.
Опыт межконфессионального диалога в Казахстане получил признание и поддержку у лидеров мировых религий. В Астане, начиная с 2003 года проходит Съезд лидеров мировых и традиционных религий. На съезде участвуют не только делегации от различных религиозных конфессий, но и политические деятели, ученые и эксперты стран Европы и Азии, лидеры и посланники ведущих международных организаций – ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО. Гуманистические идеи съездов стали огромным вкладом в укрепление взаимопонимания между народами.
В июле 2006 года Президентом Казахстана подписан Указ об утверждении Концепции развития гражданского общества, целью которой признано дальнейшее совершенствование законодательной, социально-экономической и организационно-методической базы для всестороннего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством в соответствии с международно-правовыми инструментами в рамках международных договоров и пактов в области прав человека и человеческого измерения. Среди институтов гражданского общества указаны и религиозные объединения. Ключевым моментом взаимодействия государственной власти и институтов гражданского общества является обеспечение свободы вероисповедания и права граждан на объединения.
В преамбуле Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 2011 года обозначено: «Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения…». При этом, следует отметить, что Закон, признавая особую роль в истории Казахстана Ислама Ханафитского направления и Православного Христианства, засвидетельствовал уважение и к иным религиям, а также не предоставляет каких-либо юридических преимуществ названным конфессиям.
Важно отметить, что светские основы государственного устройства непосредственно обуславливают действующие принципы свободы совести в республике.
Свобода совести означает гарантированное законами государства право людей мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения установленной законности и правопорядка.
Светское государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений.
Граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, независимо от отношения к религии. Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан, в зависимости от их отношения к религии, или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.
В Казахстане государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.
В мировой практике свобода вероисповедания по умолчанию включает свободу выбирать свою религию и убеждения, а также следовать атеистическому мировоззрению. Данная норма в равной степени защищает честь и достоинство, религиозные чувства верующих и честь и достоинство неверующих, т.е. обеспечивает равенство прав всех граждан независимо от отношения к религии.
Вместе с тем, осуществление права на свободу вероисповедания не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие права и обязанности граждан перед государством. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев.

Leave A Reply

Your email address will not be published.