В 2015 году на левом берегу реки Караконыз неподалеку от села Сортобе Кордайского района были обнаружены останки печи для обжига кирпичей. После проведенных исследований старший преподаватель кафедры «Археология, этнология и музеелогия» Казахского национального университета имени Аль-Фараби Ералы Акымбек уверен, что эта находка относится к XII-XIII векам.
Во время археологических исследований ученые находят различные строительные материалы из кирпича разнообразной формы. Многие из них считают, что применение такого материала на территории современного Казахстана практикуется с раннего средневековья. Именно к тому периоду относятся строения из жженного кирпича, часто встречающиеся в долине реки Шу, где когда-то процветал Тюркский каганат. Само слово «кирпич» тоже встречается в древнетюркском языке.
— В результате проведенных исследований стало понятно, что изготовление кирпичей велось тогда в производственных масштабах. Однако, отечественные ученые до сих не определились, как правильно называть сами печи. В настоящий момент рассматриваются варианты «OČAQ», «OTČUQ», «ÖČÜK», что означают печь (от казахского слова «ошақ»), — говорит Ералы Акымбек.
Строения, найденные в Отыраре, М.Кожа называет «кумдан», а её нижнюю камеру для розжига огня – «отхана». А.Писарчик ферганские печи назвал «хумдон», а хорезмские печи для обжига керамики «хумбуз». Аналогичное название «құмбыз» встречается и в некоторых диалектах казахского языка.
— Дословно это переводится, как обжигать песчаный блок. Можно также сказать, что это строение для обжига или кирпичный завод. И «құмдан», и «құмбыз» похожие по значение слова, имеющие общий корень «құм», что значит песок. Думаю, что печи можно называть именно этими словами, — уверен Е.Акымбек.
Печь, найденная в окрестностях Сортобе, является одной из древнейших. С восточной стороны печи с помощью техники грунт был убран, а западная часть полностью размыта водой. Стена печи примерно 2,6 метра высотой.
Изнутри печь облицована сырцовым кирпичом размером 41х20х7 сантиметров, а наружная стена выложена из пахсовых блоков. Толщина восточной стены составляет 1,2 метра. Здесь же найдены остатки 4-х арочного купола шириной 40-45 сантиметров. В размытой части также был обнаружен слой золы и части
обгоревших стенок.
— По разбросанным кирпичам мы сначала не могли определить, что это за строение. То ли здесь базировался курпный объект по производству кирпичей либо масштабный строительный комплекс? Для этого мы решили провести раскопки. Уже через полметра мы наткнулись на отчетливые остатки стены, возведенной из глины и сырца. А под пластом в 2,5 метра сохранилась камера для разведения огня. Шлак, отложившийся здесь толщиной 2-2,5 сантиметра, свидетельствует о том, что данной печью пользовались длительное время, — говорит ученый.
В виде фундамента использовались речные камни. На такую мысль ученых натолкнуло их равномерное распределение в основании строения.
Аналогичные печи ранее были найдены во время раскопок городов Сарайшык, Отырар, Куйрыктобе и Жайык. По своему строению все они очень похожи. Почти у каждой камера для розжига огня находилась под землей либо у основания строения.
— Такие строения обычно возводились рядом с водоемом. Мастерами выбиралось место неподалеку от залежей сырья. В пример можно привести сортобинскую печь, которая расположена возле реки Караконыз, — говорит ученый.
Айжан АУЕЛБЕКОВА